Может ли государство вмешиваться в поминальные и свадебные обряды?

НАСТОЯЩИЙ МАТЕРИАЛ (ИНФОРМАЦИЯ) ПРОИЗВЕДЕН И РАСПРОСТРАНЕН ИНОСТРАННЫМ АГЕНТОМ ООО "МЕМО", ЛИБО КАСАЕТСЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ИНОСТРАННОГО АГЕНТА ООО "МЕМО".

С начала сентября в азербайджанской прессе валом появились статьи об излишествах на похоронных поминальных мероприятиях и свадьбах, вызванные, во-первых, действительно дороговизной этих обычаев, и во-вторых, несколькими заявлениями Госкомитета по делам религиозных общин.  Госкомитет вместе с Главным управлением Мусульман Кавказа выступили с призывами к обществу проводить ритуальные мероприятия и свадьбы скромно, без лишних трат, так как не каждому большие расходы по карману.  Если на свадьбах еще можно даже заработать, принимая денежные подарки, то обильные угощения на третий и сороковой день после похорон вгоняют близких покойного в долги.

Около двух недель после публикации этих призывов в обществе не знали, как себя вести, и даже появились вести о насилии местной власти над близкими покойных,  решивших накрывать в поминальных палатках такие же столы, как раньше.  Сообщалось, что священнослужители, приглашенные на такие церемонии, отказывались в них участвовать, остерегаясь штрафов.

Но вчера, на поминальной трапезе я насилия к организаторам не заметил. Стол был накрыт как раньше – чай, немного сладостей и фруктов,  обычный плов.  Думаю, излишествами это не назовешь. Во-всяком случае, близкие  покойника   в состоянии оказать такое  уважение пришедшим. Большинство гостей пришли прямо с работы. Не предлагать же им только прохладительные напитки с чаем.

И потом, где эта мера, какая она и в каких суммах определяется -  обильный стол и не обильный,  затратный или  бюджетный,  бизнес-класс или эконом? Не ясно, а поэтому разговор о скромности или чрезмерности приобретает нечеткий, даже спекулятивный характер.

Хорошо высказался депутат Фазиль Мустафа. В краткой статье, опубликованной в Gun.az, он коснулся высокой стоимости участков для погребения. В черте Баку за место под одну могилу граждане платят «кладбищенской мафии» 1-2 тысячи манат. Замечу, что за городом стоимость земли под могилу резко падает, а если хоронить в сельской местности, то на сельском общинном кладбище земля вообще бесплатная.  Депутата, да и всех людей, надеюсь, коробит тяга богатых азербайджанцев превращать обычную могилу в мавзолейный комплекс, хотя согласно исламским канонам, правоверный должен покоиться под двумя могильными плитами – над головой, и на груди. Все, без изображений и тем более гранитных памятников.

Затратные столы  обычно встречаются на свадьбах. Вот уж где дорого, так дорого, ведь кроме многочисленных блюд, надо пригласить музыкантов, танцоров,  арендовать  гигантский зал с огнями и прочей иллюминацией,  официантами, уборщицами и посудомойками.  Парковка автомобилей, гардероб –  за это отдельные чаевые,  кроме того, что все услуги  родителями  оплачиваются разом.


Особенно безмерная расточительность наблюдается на свадьбах.  К свадебным церемониям государство еще не обращалось, но было бы неплохо, - считает Ф.Мустафа. Он обращает внимание на укоренившиеся в Домах торжеств порядки:  заказчик оплачивает выставленные на столы спиртные напитки, иногда дорогие (виски, мартини). Но мужчины, приходящие на свадьбы, почти не пьют, так как всем еще надо вести в автомобиле домой семью.  Но собрать оставшиеся закрытыми напитки со столов, чтобы унести домой, владелец  торжества не может.

 


Депутат рассказал конкретную историю:  хозяин Дома торжеств отказался разрешить заказчику унести домой нераспитые виски, сказав, что пейте все здесь. Домой нести нельзя. Тогда отец жениха стал обходить столы, открывать виски и наливать гостям. Увидев, что после свадьбы Дому торжеств ничего не останется, к отцу подбежал хозяин,  предложил ему взят с собой две нераспитые бутылки и взмолился: не доводи до банкротства! Оказывается, нераспитые напитки продаются им в магазин или предлагаются следующему заказчику.   

Около 70% затрат от заказчика присваиваются владельцами Домов торжеств,  - утверждает  депутат, призывая государство навести порядок в свадебном бизнесе.

Салаты и винегреты, оставшиеся от предыдущего застолья и запущенные на столы в следующей свадьбе,  музыкальный террор – безмерно громкая и безвкусная музыка, от которой ни поговорить, ни насладиться невозможно, - это тоже гостей сильно раздражает.  Один из них – я. Не люблю ходить на свадьбы. Каждый раз, когда получаю красочно иллюстрированное приглашение,  настраиваю себя на испытание кошелька и нервов.  

Требование Фазиля Мустафа кажется на первый взгляд противоправным, так как ценовые договоренности граждан с Домами торжеств являются договорными отношениями двух сторон. Государство может только требовать с бизнесмена оплаты налогов. Остальное – не дело официальных структур.

На второй же взгляд оказывается, что если пустить граждан и бизнесменов на самотек, одна сторона доведет вторую до нищеты, безмерного долга и самоубийств.  Последнее, кстати, в Азербайджане не редкость, и часто вызвано, по словам близких людей,  непомерными долгами безвременно скончавшегося.