Илисуинские типажи
НАСТОЯЩИЙ МАТЕРИАЛ (ИНФОРМАЦИЯ) ПРОИЗВЕДЕН И РАСПРОСТРАНЕН ИНОСТРАННЫМ АГЕНТОМ ООО "МЕМО", ЛИБО КАСАЕТСЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ИНОСТРАННОГО АГЕНТА ООО "МЕМО".
У выдающегося датского художника-карикатуриста Херлупа Бидтструпа (1912-1988) есть серия рисунков о жизни городской скамейки. Утром на ней беседовали молодые мамаши, затем их сменила стайка школьников, потом на скамейку уселся усталый клерк, затем на ней отдыхал проходящий мимо рабочий, вечером коротали время пенсионеры, а ближе к ночи на скамейке целовалась датская влюбленная парочка. Не помню точно все персонажи той серии, привел возможные типажи для того чтобы проиллюстрировать идею сюжета художника. Так он показал современникам и потомкам типажи жителей датского города. Во всяком случае тех, кто живет и работает рядом с этой лавочкой.
Запомнил эти картинки с детства, хоть и не в подробностях. И вот, сидя на скамейке в селе Илису, в квартале Бейтабун, рядом с деревенским магазинчиком, продающим все необходимое для жизни селянина, решил фотографировать всех сюда приходящих.
Продавщица, быстро распознав меня по щелчкам смартфона, прогнала подальше, боясь как видно, подвоха странного горожанина. Я пересел поодаль на скамейке, совсем как Бидструп, и щелкал около часа. Всех. Для того, чтобы мои уважаемые читатели могли представить по лицам, выражениям, одеждам и манерам жителей азербайджанского кавказского села Илису. Находящегося на расстоянии полудня конного пути до ближайшего дагестанского аула.
Серия фотографий будет также интересна той части моих читателей, которые только и делают, что рассказывает себе и другим о разноликости неоднородного азербайджанского народа, чтобы каким-то, только им понятным образом аргументировать справедливость захвата нашей земли.
Я помогу им: действительно, мой народ очень неоднороден. Жители равнинных районов сильно отличаются от горцев, талыши от русских, а бакинцы – так те так давно смешались со всеми советскими национальностями, что спрашивать в Баку «Haralısan?» (откуда родом?) всегда считалось признаком провинциализма. Все мы – азербайджанцы, то есть живущие в Азербайджане. Тюрки, таты, русские, евреи, талыши, украинцы, армяне, грузины, лезгины, аварцы, цахуры, а также рожденные от африканцев и латиноамериканцев. Есть и такие мои хорошие знакомые.
Илисуинцы и жители ближайшего от Илису и последнего на нашей карте села Сарыбаш светловолосы и светлолицы. Сарыбаш и означает на азербайджанском – желтоголовый. Илису – переводится как теплая вода, по бурлящим в 8 км от села горячим серным источникам. Илисуинцы предпочитают считать, что они ничем не отличаются от анатолийских тюрок. Во всяком случае, илисуинское и сарыбашское наречие наиболее близко к турецкому языку. А некоторые дагестанские историки-этнографы и азербайджанская ученая обосновывают цахурское происхождение жителей двух этих сел.
Характер илисунцев жесткий, они люди честные, коррупция развитая в равнинных районах и в чиновничьем Баку, вызывает у наших людей неприятие.
Еще подсказка: два старика на двух последних снимках - не илисуинцы. Они большую часть года живет в Агджабеди и Агдаше – равнинных районах, а летом переселяются в илисуинскую дачу.