Все мы воры, все - коррупционеры

НАСТОЯЩИЙ МАТЕРИАЛ (ИНФОРМАЦИЯ) ПРОИЗВЕДЕН И РАСПРОСТРАНЕН ИНОСТРАННЫМ АГЕНТОМ ООО "МЕМО", ЛИБО КАСАЕТСЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ИНОСТРАННОГО АГЕНТА ООО "МЕМО".

В пятиэтажном бакинском доме, в котором живет мой товарищ, энергетики выносили счетчики в блок здания, чтобы контролеры не стучались больше в квартирные двери   и могли в любое время снять показания.

 

Как назло, во время изъятия старого счетчика в квартире товарища работала стиральная машина, и контролер, открутив предохранители, тут же «усек»: электричества нет, а машина работает. Обнаружить совершенно не скрытую от глаз «левую» проводку было совсем не трудно. Товарищ и не знал, что оказывается два года пользуется светом бесплатно, так как проводку провел знакомый электрик, мимо счетчика, а владельцу квартиру об этой особенности не объяснил.

 

Дальше – финальная картина из «Ревизора».  Контролер внятно объясняет, что если он впишет в протокол определенную фразу (о выявленном воровстве), обязательно последует штраф в размере нескольких сотен манатов (1 азербайджанский манат почти равен 1 евро).  Для товарища штраф в несколько сот манатов, а по моей информации там и все шестьсот, - неподъемная сумма.

 

После минутного общего молчания (см. «Ревизор»), контролер дает понять, что все  в жизни решаемо. Тем более Курбан байрам на носу, все мы братья-мусульмане и не должны доставлять друг-другу неприятности.

 

После нескольких уточняющих вопросов звучит цифра: 150.

 

Чуть поторговавшись, стороны останавливаются на 130. Получив банкноты, радостный контролер заполняет необходимый документ, дает его на подпись владельцу квартиры и отбывает, наобещав отсутствие ему проблем.

 

Озадаченный и тоже немного радостный товарищ продолжает стоять, разинув рот («Ревизор»).

 

Придя в себя, а на это у него ушло два дня, друг долго изливал мне душу по телефону.  Нюанс тут в том, что самой больной его темой  в нескончаемых беседах было повсеместное взяточничество и воровство, причем всегда коррупционерами оказывались они (onlar) –  то чиновники, госслужащие и в особенности люди во власти.

 

Мне было интересно, в каком направлении пойдут его умозаключения сейчас, после того, как сам замарался, чтобы не лишаться 600 (минимум) манатов в виде законного штрафа.

 

 

Как обычно бывает в таких случаях, изощренный и уязвленный мозг выдает к месту свои логические схемы:

 

- Взятка – это конечно плохо, но если государство выдает зарплату, равную половине ожидаемого штрафа, на что тогда жить честному гражданину? Значит, государство заставляет нас принимать преступное решение, значит виноваты опять «они».

 

- Воровство электроэнергии, это тоже, конечно, плохо, но если государство заставляет… (смотри выше).

 

- Давать контролеру деньги на руку – это тоже плохо, так как тем самым мы поощряем в нем коррупционные нравы. Но 130 манатов для этого парня,  явно не получающего министерскую зарплату,  может быть спасением из трудного положения. В конце-концов, мы же братья-мусульмане, и должны…

 

- И потом, лучше дать 130 бедному контролеру, у которого, наверное, семья и дети, чем перечислять 600-800 воровскому, коррупционному государству, где народные деньги безвозвратно пропадают в карманах министров, ни перед кем о своей жирной жизни не отчитывающихся.

 

Еще пара таких логических схем, и мы, сами того не ожидая, оказываемся народными борцами, этакими Робин Гудами, своей взяткой вставшими на защиту бедного люда от кровожадных олигархов в правительстве.

 

Ух, даже самому понравилось…

 

Но, все-таки в душе, в глубокой темной нише всплывает неприятная такая скользкая мыслишка: кто же тогда мы, и чем мы хуже «их», которые тоже воруют, хоть и в больших размерах? Приходит аналогия: как известно, редко когда в тюрьмах найдешь зэка, признающего что он виновен. Всех подставили, обманули, превысили и т.д. То есть человеку свойственно искать объяснения своей невиновности и непогрешимости.  Гитлеровцы, когда жгли людей, тоже придумали какую-то идеологию и ей верили, хотя немецкий народ глупцом никто не назовет.

 

Где она – граница между нами и «ими» - коррупционерами в государстве?  Или мы отличаемся лишь тем, что не попали на жирные должности, а если бы оказались там, тоже «простых по мордам»?

 

Все больше убеждаюсь,  что так и есть.  Конечно, бывают убежденные в честности до фанатизма, но единицы ведь не решают, да и не попадают эти единицы в президентские кресла. Не было такого.

 

С такими размышлениями никогда нам коррупцию не победить, потому что она не в «них», а сидит в каждом из нас драконом, поедающим изнутри. Или нужно пустить все на эволюцию? Чтобы азербайджанцы (конкретно все жители СНГ) сэволиционировали до современных швейцарцев?

 

Грузины говорят теперь, что коррупция в общество возвращается, с фактическим уходом Саакашвили.

 

Я так и думал: один лидер, какой бы он не был, весь народ мановением руки не изменит. Чуда в Грузии не произошло, фокус не удался. А в Азербайджане даже фокусника своего не было. Так только, отдельные заявления и так называемые «системные антикоррупционные преобразования», эффективность которых видна по эпизоду с электроконтролером.