Стыр Ныхас, Высший совет или демократия как традиция.

НАСТОЯЩИЙ МАТЕРИАЛ (ИНФОРМАЦИЯ) ПРОИЗВЕДЕН И РАСПРОСТРАНЕН ИНОСТРАННЫМ АГЕНТОМ ООО "МЕМО", ЛИБО КАСАЕТСЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ИНОСТРАННОГО АГЕНТА ООО "МЕМО".

Во Владикавказе прошел 11-й съезд Международного общественного движения «Высший Совет» (Стыр Ныхас). Я бы вообще то писал наоборот – в скобки бы брал "Высший совет осетин" как пояснение (перевод самоназвания нашего древнего демократического института Стыр Ныхас). Ведь на самом Съезде-Ныхасе практически все выступающие говорили о сохранение осетинского языка как одной из главных задач нашего народа, а название высшего совета самого народа взяли в скобки. Как-то нелогично. 

Не обошлось и без переименований: организацию стали называть "Аланты Ныхас". То бишь Аланский Совет. Не очень согласен с переименованиями Осетин в Алан, так как считаю что мы и так мало известны в этом многонациональном мире, и переименования такого рода влекут больше путаницу у читателей, зрителей и наблюдателей. Если переименовывать, то уж оставлять и слово осетинский.

Случился на Съезде и небольшой инцидент, о котором написали на одной из страничек, освежающих события в Осетии. На официальных новостных ресурсах об этом сказано не было. А было вот что - на одном из заседаний выступающий хотел с трибуны высказаться ситуации в ущельях в селах Кобской котловины, ущельях Трусо и Гуд. Это осетинские села, оставшиеся в Грузии.

Надо сказать, что и в советские времена они не входили ни в состав Юго-Осетинской области, ни в состав Североосетинской автономной Республики. У выходцев этих сел практически нет возможности посетить родные места из-за препон создаваемых властями Грузии. 

Президиум съезда, по свидетельствам пишущих в инстаграме*, пытался остановить оратора, но публика в зале настояла на том, чтобы он высказался. Автор заметки обращает внимание читателя на то, что  традиции осетинского Ныхаса предусматривают свободную дискуссию и возможность высказаться каждому.

Правда блогер не упоминает что в современном мире это называется демократией и свободой слова. В современной осетинской традиции эту параллель почему то стараются не видеть.


С другой стороны, можно понять и старейшин Стыр Ныхаса, которые пытались не поднимать острых тем в отношении Грузии, с руководством которой у руководства России, в кои-то годы, налаживаются и складываются дружественные отношения.

Не хотели, как говориться, подводить и подставлять.