"Рудник" Мурата Джуссоева

НАСТОЯЩИЙ МАТЕРИАЛ (ИНФОРМАЦИЯ) ПРОИЗВЕДЕН И РАСПРОСТРАНЕН ИНОСТРАННЫМ АГЕНТОМ ООО "МЕМО", ЛИБО КАСАЕТСЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ИНОСТРАННОГО АГЕНТА ООО "МЕМО".

Мурат Джуссоев создал просто шедевр. Ничего подобного ни в осетинском кинематографе, ни,  может быть,  и вообще на Северном  Кавказе, пока не снимали. Фильм "Рудник" презентовали в пятницу во Владикавказе в  "Доме Кино". 

Почему я говорю шедевр?  Да потому что шедевр,  это буквально - главная работа (фр. chef-d'œuvre, буквально «главная работа», «венец труда»). И тут дело не только в том, что это главная работа,  на творческом пути Мурата, после которой, он переходит уже в высший разряд режиссерского цеха. Это определённо  главная работа, главный фильм для целого поколения осетин.  По нему будут судить о том, как жили в Осетии позапрошлого века. Начиная с быта, одежды  и гигиены, заканчивая духовной жизнью и законами и этнопсихологией. Как судят по голливудскому кино об индейцах, ковбоях и американцах вообще.  Это, своего рода энциклопедия нашей жизни на экране, ее будут открывать, смотреть, и вскоре станут  на неё ссылаться.

Это главная работа, потому что в ней показана природа того, как мы относимся  друг к  другу, сегодня. Природа того, чему мы удивляемся,  в самих себя, наверно более всего. А именно тому, почему  в горе мы сплочёны и гуманны, а как только нечто позитивное  приходит к нам на порог, как только появляется возможность стать богатым, сильным - мы бываем готовы перегрызть друг другу горло.    

Это главная работа, потому что она затрагивает саму суть нашего политического сегодня. Россия и русские  в истории Осетии. Мурат рискнул показать в фильме то, как приходили  они в жизнь горских сообществ, как относились к людям. Показано правдиво, тонко и честно. Я надеюсь в российской элите, найдутся и мудрецы, которые сделают из фильма выводы.    

Это главная работа потому что,  она красива. Конечно тут во многом  заслуга оператора, но общую картину создавал все таки, сам уже сам  Мурат. Он умудрился не сделать картину, красоту, горы главным героем, не перенес главный эстетический акцент на ландшафты, а оставил их в роли  фона.  Главная красота в фильме, все таки красота людей.

Намеренно не касаюсь сюжета. Посмотрите фильм сами. 

Что не понравилось?  Две вещи. Во-первых, отсутствие образа женщины в фильме. Прекрасная актриса, сыгравшая прекрасную горянку и единственную женщину в фильме, так и не произнесла ни слова. Хотя её таинственная улыбка, когда она почти мистически появилась прямо перед русским геологом, более чем красноречива.

И вторая моя претензия касается тоже речи, слова. Слова и речи осетинской. Во время пресс-конференции, авторы фильма, актеры, продюсеры   интересно говорили о фильме, в контексте современной  осетинской проблематики, а особенно в контексте проблемы осетинского языка. При этом, не произнеся ни слова на этом самом языке. Джуссоев, в фильме  заставил говорить по-осетински и кабардинского князя и русского графа, и соответственно актеров. Но сделать того же,  с осетинской интеллигенцией на пресс-конференции, он так и не смог.