Отчет Human Rights Watch.

НАСТОЯЩИЙ МАТЕРИАЛ (ИНФОРМАЦИЯ) ПРОИЗВЕДЕН И РАСПРОСТРАНЕН ИНОСТРАННЫМ АГЕНТОМ ООО "МЕМО", ЛИБО КАСАЕТСЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ИНОСТРАННОГО АГЕНТА ООО "МЕМО".

Human Rights Watch опубликовала доклад по Азербайджану. Цитирую.

В Азербайджане власти используют для борьбы с неугодными журналистами уголовные дела и прямое силовое давление, говорится в публикуемом сегодня докладе Хьюман Райтс Вотч. Десятки журналистов оказываются фигурантами уголовных дел и гражданских исков о диффамации, преследуются по другим уголовным статьям и подвергаются силовому давлению со стороны полиции, которая таким образом прямо пытается помешать СМИ заниматься общественно значимыми вопросами.

94-страничный доклад «Полицейское насилие, черные списки и аресты: сужение пространства для свободного выражения мнений в Азербайджане» посвящен попыткам властей ограничить свободу слова. Правительство должно освободить осужденных журналистов и отменить уголовную ответственность за диффамацию, сохранение которой позволяет любому чиновнику инициировать уголовные дела против журналистов или гражданских активистов, отмечает международная правозащитная организация. С другой стороны, власти обязаны обеспечить расследование и привлечение к ответственности по фактам насилия или угроз в отношении журналистов, которые пока остаются безнаказанными. Ущемление свободы слова чревато подрывом легитимности парламентских выборов, назначенных на 7 ноября, напоминает Хьюман Райтс Вотч.

«Без живой общественной дискуссии не может быть свободных и справедливых выборов, - говорит автор доклада Георгий Гогиа, сотрудник Хьюман Райтс Вотч по Закавказью. - Как можно говорить о свободном и справедливом волеизъявлении, когда репортеров отправляют за решетку или принуждают к молчанию?»

За последние три года из страны в поисках политического убежища уехали по меньшей мере девять журналистов.

Хьюман Райтс Вотч уже много лет документирует подавление свободы слова в Азербайджане. При подготовке этого доклада мы в июне 2010 г. опросили 37 журналистов и редакторов печатных изданий и радиостанций.

Официально цензура в Азербайджане была отменена в 1998 г., однако с теми же целями власти теперь используют другие - не столь явные средства. В первую очередь речь идет об уже упоминавшихся судебных делах и полицейском насилии. С другой стороны, прошлогодние конституционные поправки серьезно ограничили возможности фото/видеосъемки и аудиозаписи. С 2009 г. запрещена и трансляция зарубежных радиостанций в FM-диапазоне. Неоправданные ограничения должны быть отменены, а зарубежным вещателям должно быть разрешено возобновить трансляцию, заявляет Хьюман Райтс Вотч.

За последние несколько лет чиновниками были инициированы десятки уголовных дел об ущербе чести, достоинству и деловой репутации против журналистов, а иногда и правозащитников, критикующих власть или пытающихся добиваться ответственности за нарушения прав человека.

Уголовная ответственность за диффамацию создает недопустимый риск для свободы слова и должна быть отменена, считает Хьюман Райтс Вотч. Уголовные санкции применительно к защите чести и достоинства  явно неоправданны и избыточны, особенно когда речь идет об общественно значимых вопросах или публичных фигурах. В отношении политиков и чиновников изначально допустим более высокий порог допустимой критики и контроля, чем в отношении частных лиц.

«Судебные дела, тем более уголовные, против  тех, кто создает или распространяет материалы по общественно значимым вопросам, - это циничная попытка властей вернуть цензуру, - говорит Г.Гогиа. - Правительство должно поддерживать свободу слова, а не наказывать за нее».

В качестве одного из самых вопиющих примеров такого рода репрессий Хьюман Райтс Вотч приводит политически мотивированное преследование Эйнуллы Фатуллаева - основателя и главного редактора двух крупнейших независимых газет.

Фатуллаев находится за решеткой с апреля 2007 г., когда он был осужден на два с половиной года по делу о клевете и оскорблении за статьи о карабахской войне. В октябре уже отбывавший срок журналист был дополнительно осужден по делу об угрозе терроризмом и разжигании межнациональной розни в связи с его статьей об азербайджано-иранских отношениях. В совокупности Фатуллаеву дали восемь с половиной лет. В апреле 2010 г. Европейский суд по правам человека удовлетворил его жалобу, признав, что со стороны правительства Азербайджана имело место «грубое» и «избыточное» ограничение его права на свободу слова, и предписал властям освободить журналиста.

Другим примером служит дело блогеров Эмина Милли и Аднана Гаджизаде, осужденных по делу о хулиганстве в связи с дракой в ресторане в июле 2009 г., которая, как представляется, была заранее подстроена. Они были известны своими критическими постами  в блогах, а июльский инцидент произошел через неделю после того, как они разметили на YouTube сатирический ролик.

«Такие дела служат серьезным предупреждением для журналистов и редакторов, - говорит Г.Гогиа. - Опасаясь разделить судьбу осужденных, журналисты нередко избегают писать по определенным вопросам и проводить слишком активные расследования, особенно по темам, которые власти считают запретными».

Любой, кто попытается публично критиковать правительство, рискует стать объектом насилия, угроз и притеснений. Журналисты подвергаются полицейскому насилию в связи с выполнением ими профессиональных обязанностей, в том числе при документировании действий полиции во время разгона массовых акций протеста. Тщательного и беспристрастного расследования по таким фактам властями не проводится.

Негативно на свободе выражения мнений сказался и ряд законодательных и административных новаций последнего времени. Среди конституционных поправок, принятых в марте 2009 г., были положения, запрещающие журналистам вести съемку или запись любого лица, в том числе в общественных местах, если только это прямо не предусмотрено законодательством. С начала прошлого года запрещена и трансляция зарубежных радиостанций в FM-диапазоне, в результате чего из эфира фактически исчезли Би-Би-Си, «Голос Америки» и Радио Свобода.

Власти также благосклонно смотрят на деятельность формально общественного саморегулируемого органа - Совета по прессе Азербайджана, периодически публикующего «черный список газет-рэкетиров» - печатных изданий, якобы нарушающих «правила профессионального поведения журналистов». На деле для газет и журналов попадание в такой список оборачивается проблемами с получением информации, а порой и вынуждает их закрываться.

У правительства Азербайджана существуют конкретные международно-правовые обязательства в области обеспечения права на свободное выражение мнений. Международные нормы о правах человека относят его к числу основополагающих, имеющих важнейшее значение как для демократического общества в целом, так и для отдельной личности.

«Похоже, правительство думает, что с помощью подавления свободы слова и запугивания журналистов сможет обеспечить себе спокойную жизнь, - говорит Г.Гогиа. - Но вместо этого оно оказывается в фокусе международного внимания благодаря региональному первенству по числу посадок за критику».

При этом проправительственные азербайджанские СМИ отмечают, что по мнению официального Баку Human Rights Watch является не серьезной организацией, использующей при подготовке своих отчетов факты и мнения, представленные заинтересованными политическими силами, а также информацию взятую из непроверенных источников, не заслуживающих доверия.