Welcome to подполье, товарищи! Во что превратится третий сектор в Азербайджане?

НАСТОЯЩИЙ МАТЕРИАЛ (ИНФОРМАЦИЯ) ПРОИЗВЕДЕН И РАСПРОСТРАНЕН ИНОСТРАННЫМ АГЕНТОМ ООО "МЕМО", ЛИБО КАСАЕТСЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ИНОСТРАННОГО АГЕНТА ООО "МЕМО".

19 июня на заседании Милли Меджлиса может быть рассмотрен проект поправок в закон "О неправительственных объединениях (фондах)".

Документ вызвал серьезную критику со стороны представителей гражданского общества. По мнению представителей общественности, принятие этих поправок серьезно ударит по демократии в стране.

Как передает "Кавказский узел", проект поправок 9 июня был одобрен на заседании парламентского комитета по правовой политике и вопросам госстроительства, прошедшем без участия представителей независимой прессы и рекомендован на  рассмотрение пленарного заседания Милли Меджлиса.

"Предлагаемые в законодательство  поправки направлены на уничтожение третьего сектора. Это атака на гражданское общество", - заявил в беседе с корреспондентом "Кавказского узла" депутат от парламентской группы "Мусават" Панах Гусейн.

Депутат Гусейн считает приемлемой только поправку, запрещающую присвоение НПО названий государственных организаций и имен общественно-политических деятелей. Это, по мнению депутата, "важно,  для предотвращения случаев использования НПО некоторыми нечистоплотными людьми в корыстных целях".

"Все остальные поправки имеют цель устранить демократическую суть НПО. К примеру, одна из поправок предусматривает получение заключения у соответствующих органов о том, угрожает ли регистрируемое НПО безопасности и общественному порядку. Такая постановка абсурдна, поскольку невозможно оценить НПО, еще не начавшее действовать. С другой стороны, подобный механизм имеет целью изначально обеспечить лояльность НПО властям", - сказал парламентарий.

Антидемократической мерой, по мнению депутата,  является,  и требование к НПО общереспубликанского статуса  иметь филиалы в 30% административных единицах страны.

"НПО является не массовой политической партией. Оно может быть добровольным объединением даже очень небольшой группы людей, занимающейся вопросами по какой-то узкой направленности сфере. Думаю, что это требование преследует цель лишить НПО возможности работать в регионах страны", - сказал Гусейн.

Также депутат не согласен с поправкой, требующей обеспечения 50% имущества НПО за счет местных источников.

"Это фактически означает лишение многих влиятельных НПО страны участия в международных проектах и помощи иностранных доноров", - подчеркнул Гусейн, добавив, что многие правозащитные структуры действуют за счет иностранных грантов, и им трудно будет найти местные источники  финансирования, поскольку никто не рискнет помогать организациям,  критикующим правительство.

Парламентарий сомневается в том, что Совет государственной поддержки НПО также будет финансировать НПО, находящиеся в "черном списке" правительства. Реакционной мерой Гусейн считает и предложение о запрещении деятельности НПО, не прошедших регистрацию.

Серьезную критику у депутата вызывает и предлагаемое нововведение по запрещению деятельности иностранных НПО и их филиалов, за исключением случаев оговоренных межгосударственными договорами. Как полагает депутат, эти меры могут быть направлены против деятельности  западных НПО, и в частности американских демократических организаций, таких как Национальный демократический институт, Международный институт  республиканцев, Международный фонд избирательных систем.

Однако глава Совета государственной поддержки НПО, член парламентского комитета по правовой политике и вопросам госстроительства  Азай Гулиев  не разделяет опасений Гусейна.

"Деятельность американских НПО регламентируется межгосударственным соглашением от 2001 года. Более того, американские НПО освобождены от 22-процентных платежей по обязательному страхованию, в то время как в отношении остальных НПО эта плата взимается", - сказал Гулиев.

В целом же, на его взгляд, поправки не носят "ограничительного характера".

"Закон был принят 9 лет назад и есть необходимость в его усовершенствовании", - сказал Гулиев, мотивируя обоснованность поправок, которые, по его словам,  "нацелены, на предотвращение прихода в гражданский сектор случайных людей, а также повышение ответственности руководителей  НПО".

 "Ни в коем случае предлагаемые нововведения никак не преследует цель ограничения деятельности НПО, занимающимися вопросами выборов, прав человека, демократии",  - подчеркнул  Гулиев.

В отличие от Гулиева, глава парламентского комитета по правовой политике и вопросам госстроительства Али Гусейнов отказался комментировать утверждения о реакционном характере поправок,  заметив всего лишь, что "19 июня Национальное собрание рассмотрит их и станет ясно, что это не так".

Депутат Назим Мамедов не видит ничего негативного в ограничении финансирования НПО из внешних источников. По его словам, в стране действует система финансирования   НПО из госбюджета и "Азербайджан сам способен финансировать свой третий сектор". При этом он указал на то, что второй год подряд посредством Совета государственной поддержки НПО на конкурсной основе распределяются гранты между НПО.

Так, соучредитель объединения "Республиканская альтернатива" (РЕАЛ) Ильгар Мамедов, в свою очередь, решительно осудил представленные в парламент поправки. По его мнению, поправки настолько "реакционны", что не заслуживают обсуждения.

"Обсуждать эти поправки - значит соглашаться с их политической легитимностью. Азербайджан проваливается в пропасть тоталитаризма. Эти предложения должны быть решительно отвергнуты всеми гражданами", - сказал Мамедов в беседе с корреспондентом "Кавказского узла".

Глава Центра защиты свободы совести и вероисповедания (DEVAMM) Ильгар Ибрагимоглу считает предлагаемые поправки абсурдными и сомневается, что власти решатся их принять.

"Но если это произойдет, то станет очередным шагом в ограничении демократии, прав и свобод человека", - сказал он. Он также напомнил, что недавно были приняты поправки в законодательство, ограничивающие права и свободы верующих в Азербайджане.

Пока до конца не ясно, по чьей инициативе эти поправки разработаны. По мнению Панаха Гусейна, эта инициатива исполнительной власти. "Однако официально проект не представлен президентом и преподносится как инициатива самого парламентского комитета по правовой политике. Хотя сами члены комитета узнали о проекте на заседании комитета, когда документ был вынесен на обсуждение", - сказал Гусейн.

Между тем, член правления Института "Открытое общество - Азербайджан" (азербайджанское отделение Фонда Сороса - прим. "Кавказского узла"), политолог Расим Мусабеков критически оценив предлагаемые в закон нововведения,  выразил сомнения в том, что власти примут их в указанном виде. Он не исключил, что рассмотрение поправок будет вовсе снято с повестки дня парламента.

Как уже сообщал "Кавказский узел", взаимоотношения средств массовой информации и неправительственных организаций (НПО) Азербайджана обсуждались 3 июня в ходе круглого стола в Бакинском отеле Park Inn. Организатором встречи стал Совет по государственной поддержке (СГП) НПО при президенте Азербайджана. Выступивший на заседании председатель СГП НПО Азай Гулиев отметил, что между НПО и СМИ нет тесного сотрудничества.

Как передает корреспондент "Кавказского узла", с докладом по этой проблематике на заседании выступил ответственный секретарь газеты "Азадлыг" ("Свобода") Суджеддин Шарифов. По его словам, в стране насчитывается свыше трех тысяч НПО, но только 300 из них активно работают.

Директор информационного агентства Turan Мехман Алиев предложил создать специальную пиар-службу при СГП НПО, которая через СМИ презентовала бы общественности проекты, которые реализуют неправительственные организации. Кроме того, он предложил выделять примерно 5% от суммы проектов на рекламные расходы с целью организации публикаций в прессе. Это, по его словам, было бы и поддержкой прессе.

Глава Азербайджанского национального комитета Хельсинкской гражданской ассамблеи Арзу Абдуллаева, в свою очередь, выдвинула идею создания мониторинговой группы из представителей СМИ и НПО с целью презентации общественности проектов, победивших на конкурсах.

Президент Форума НПО Рауф Зейни предложил создание “Диалог-клуба” из числа представителей СМИ и НПО. "В рамках клуба представители сторон смогли бы совместно обсуждать проблемы и прийти к сотрудничеству", - сказал Зейни.

Напомним, что в феврале Институт "Открытое Общество - Азербайджан" представил свой отчет о деятельности в стране за 2008 год. В минувшем году 2,240 млн. долларов фондом были предоставлены в виде грантов на поддержку 250 проектов, в том числе и неправительственных организаций.

=============

Политические партии в изгойном положении, СМИ в ауте, вот и настала очередь за НПО. Дальше пойдут религиозные организации.

Всегда утверждал и продолжаю настаивать: административными и карательными методами общество не заставишь себе подчиняться.

Welcome to подполье, товарищи!