Театр и политика - Наима Нефляшева, Адыгея.

НАСТОЯЩИЙ МАТЕРИАЛ (ИНФОРМАЦИЯ) ПРОИЗВЕДЕН И РАСПРОСТРАНЕН ИНОСТРАННЫМ АГЕНТОМ ООО "МЕМО", ЛИБО КАСАЕТСЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ИНОСТРАННОГО АГЕНТА ООО "МЕМО".

1. Театр и политика - Наима Нефляшева, Адыгея: "Когда-то Ахмед Закаев играл Гамлета.."

2. Ипотека - Алан Салбиев, Северная Осетия: "Теперь 15 лет каждый месяц я буду платить столько же, сколько ежемесячно в течении пяти лет тратил на съёмную квартиру. А ведь мог уже третью часть ипотеки погасить."

3. Стандарты такие двойные, вопросы не всякие можно - Ника Какобян, Ставрополь: "Не до конца понимаю, почему такая реакция на студентов МГУ, пришедших к университету во время визита Медведева с плакатами про Ходорковского и пр. То есть понимаю, конечно, что есть такая тенденция - предотвращать провокации как попало. Но смысл изоляции "неудобных" элементов, он с тактической точки зрения в чем?"

4. АГУ - Ираклий Хинтба, Абхазия: "Я смотрел на наших ребят и понимал, что не любить их невозможно. Наш народ очень талантлив."

5. Как остановить скатывание Северной Осетии в гражданскую войну? - Валерий Дзуцев, Северная Осетия: "Сделали ли мусульмане что-то для того начались репрессии в Северной Осетии чтобы пошли репрессии в респубике? Скорее да, чем нет. То есть вопрос довольно сложный. С одной стороны силовики с удовольствием погреют руки на еще одной войне на Северном Кавказе, с другой, непонятно что именно делать с экстремистскими проявлениями со стороны некоторых мусульман."

6. Чемпионат мира по домино. Абхазия 2011. - Тенгиз Тарба, Абхазия (ФОТО).

7. На смерть Муамара...  - hohag-lappu, Северная Осетия: "Они пришли в Ирак, чтобы установить демократию, убили Хусейна и продолжают устанавливать её, всем известно какой ценой, в Афганистан, теперь в Ливию... А кто следующая жертва?"

8. 22 октября 1991 года создание Абхазского радиотелецентра - bashamasha, Абхазия. 

9. После дождя - Алина Акоефф, Северная Осетия (ФОТО).

10. Храм "Тхаба - Ерды" - вопросы к гиду, заметки по истории: Джейрах, блогеры


 

 

1. Театр и политика - Наима Нефляшева, Адыгея: "Когда-то Ахмед Закаев играл Гамлета.."

 Джонатан Свифт, автор знаменитого Гуливера, придумал короля лилипутов, который выбирал министров по принципу пригодности к цирковому искусству. Тот, кто был хорошим канатоходцем, назначался министром иностранных дел, а тот, кто мог хорошо жонглировать – сразу получал кресло министра финансов.

Сегодня театр и политика стали почти неотличимы. В политике, как и в театре, работают имиджмейкеры, гримеры, спичрайтеры и суфлеры. И у каждого политика - свой сценарий прихода во власть и команда опытных политтехнологов, заранее предлагающая все возможные финалы.

То, о чем Свифт писал с иронией почти 300 лет назад, стало реальностью – актеры все чаще приходят в политику. То, что в Америке кинозвезды занимаются благотворительностью и активной общественной деятельностью, - давно известно. Все помнят, как американские кинозвезды прошлись на церемонию вручения Оскара по красной дорожке в черных платьях, символизировавших траур, таким образом, выражая свой протест против войны в Ираке.

Барбара Стрейзанд, певица и актриса, на одном из своих концертов собирала средства для Демократической партии США, критиковала Буша и Чейни за их политику в отношении Ирака, призывала демократов в американском сенате протестовать протии в курса тогдашнего президента страны.

А знаменитая Элизабет Тейлор внесла 2300 долларов на избирательную кампанию Хиллари Клинтон. Таких примеров немало. Самый расхожие примеры - актер Рональд Рейган, кстати, не очень и популярный в Голливуде, ставший президентом страны, и знаменитый Терминатор – Арнольд Шварценеггер, избранный губернатором Калифорнии и демонстрирующий политическую самостоятельность во многих вопросах.

Известный журналист Яков Шустов комментирует экономическое измерение темы: «чтобы сгенерировать полноценного политика, особенно популярного в народе, надо тысячи и тысячи долларов финансовых вложений и годы упорного труда на поприще общественной деятельности. А актеру, чьи фото не сходят с обложек глянцевых журналов, можно не тратится на пиарщиков и имиджмейкеров, поскольку он популярен и без них». Кроме того, актер приходи в политику со свежими идеями,с эмоциональной речью, незамутненной бюрократическими штампами и набившими оскомину образами.

О том, в каком качестве в СССР актеры-кавказцы присутствовали в политике, ожидать ли политических амбиций от Сати Казановой, как актер Ахмед Закаев стал полевым командиром Ичкерии, а режиссер Кумыкского национального театра Зубаил Хиясов погиб как боевик в ходе спецоперации силовиков и о многом другом – читайте в следующих постах…

 

 Когда-то Ахмед Закаев играл Гамлета..фото с сайта www.rusk.ru

 

2. Ипотека - Алан Салбиев, Северная Осетия.

  - С первого числа квартплата будет стоить десять тысяч, - хозяйка квартиры попыталась изобразить дерзкий взгляд, но отчего-то смутилась и отвела глаза. Пятиэтажная хрущёвка на улице Тельмана, в которой со времён генсека-кукурузника не было ремонта (за исключением сантехники, которую я вынужден был заменить за свой счёт), была хороша тем, что располагалась недалеко от СКГМИ, где последние пять лет учились мои младшие брат и сестра.
Две смежные комнаты были завалены мебелью из не лучших советских времён, но этот хлам настрого было запрещено выкидывать. Так и жили, дополнительно оплачивая электроэнергию и телефон.
По-человечески я могу понять стремление повысить уровень своего дохода. Но не за мой счёт!!! Это было последней каплей...
До часа "Х" оставалось около трёх недель, а я засел за Интернет. После недолгих поисков, в моём списке осталось три банка, которые предлагали более или менее приемлемые условия для ипотеки. Кроме того, попросил родственников и друзей поспрашивать насчёт квартир. И тут звёзды сошлись удачно, потому что:
1. Один из банков на своём сайте предлагал очень быстрый и удобный механизм подачи электронного заявления на получение ипотеки, обещая быстрое рассмотрение вопроса.
2. На работе мне оформили зарплатную карту именно в этом банке (что дало право на скидку в 1% по ипотеке и 50% скидку по комиссии за выдачу кредита).
3. Кто-то мне сообщил, что на Кутузова в трёхэтажках продаётся однокомнатная квартира с пристройкой.
Я посмотрел квартиру. Хоть и была убитая после квартирантов, но мне понравилась тем, что:
1. Дом кирпичный. Особенно понравилась табличка на фасаде.

 

 2. Квартира на втором этаже.
3. Через дорогу - детсад.
4. Через двор - школа.
5. Ветер всегда дует с гор, поэтому вредными выбросами там и не пахнет.
Продавец должен был уехать в Германию, торопился с продажей и скинул от изначальной стоимости 150 тыс. рублей.
Многие стереотипы и мифы об ипотеке у меня развеялись. Я увидел вежливый и профессиональный персонал. Я увидел отсутствие волокиты и крючкотворства. Мне даже намёком не указали на необходимость каких-нибудь взяток или подношений. Как-то даже непривычно...
В общем, я подал заявление 19 августа, а 2 сентября подписал кредитный договор. Спустя ещё одну неделю в Росреестре мне выдали официальное свидетельство о праве собственности.
Теперь 15 лет каждый месяц я буду платить столько же, сколько ежемесячно в течении пяти лет тратил на съёмную квартиру. А ведь мог уже третью часть ипотеки погасить.

3. Стандарты такие двойные, вопросы не всякие можно - Ника Какобян, Ставрополь.

Не до конца понимаю, почему такая реакция на студентов МГУ, пришедших к университету во время визита Медведева с плакатами про Ходорковского и пр. То есть понимаю, конечно, что есть такая тенденция - предотвращать провокации как попало. Но смысл изоляции "неудобных" элементов, он с тактической точки зрения в чем? У меня лично несколько вариантов.

Первый: не портить настроение Президенту. Потому что он у нас один (инфа 100%, записано в Конституции РФ, два и больше быть не может), и прослужит государству (неважно в каком качестве) еще немало, а сберечь его нужно, минимум, на 12, а потом еще на 6 лет, чтобы не нарушать круговорота Президентов в РФ (пессимизм такой пессимизм).

Другой вариант: для того, чтобы не вносить смуту в лояльные студенческие массы, потому что дурной (хотя чего дурного-то, нормальная ситуация) пример заразителен, а студенческие массы протестны по своей природе. Тем более, если каждому дать возможность говорить, что вздумается, так это уже какая-то демократия получится. А в нашей демократической стране демократия недопустима, губительна и аморальна - пора запомнить.

Третий вариант (имеет прямое отношение к двум предыдущим): чтобы у прессы было меньше возможностей запечатлеть "неловкие" кадры. В смысле бардак этот развели же, свободу слова почувствовали, пресса распоясалась, даже проправительственные государственные СМИ себе позволяют иногда такое, что ни в какие рамки выступлений глав государства не лезет. Ну, это как с мэрией Москвы. Митинг "Хватит кормить Кавказ", как и всякий разговор о развале страны, вроде бы и нельзя. Но тут же как бы демократия, пацаны, поэтому если очень хочется, то не вопрос, мэрия одобряет. Стандарты такие двойные.

Возвращаясь к нашим студентам, есть еще одно предположение: из-за отсутствия единой тактики поведения (над которой никто никогда естественно не думал), с оппозиционерами разбираются по наитию, то есть изолируют просто на всякий случай. Впрочем, как бы там ни было, мне лично кажется, что этот подход категорически неверен. И не потому что ущемляет чьи-то права. Просто именно такая запретительная линия совершенно неудачна с позиции, не побоюсь этого слова, брендирования Президента.

Ну, представьте, прошел бы он мимо этих студентов с плакатами, ну, оглядел бы небрежно, что пишут, ну, отпустил бы какую-нибудь заготовленную шутку про демократию, вспомнил бы байку из своей анархической юности, про нормальный протестный потенциал чего-нибудь втер. Ну, как бы к этому отнеслась общественность? Ну, о чем бы писали пресса с блогосферой, куда бы сунулись их злые языки после этой бесстрашной выходки чуть более чем П. либерального Медведева? Но нет, огородили Президента искусственным миром любви и пиетета, в котором все перманентно окай. В общем, все, у них как обычно.

Кстати, вы не знаете, почему с плакатом про Ходорковского студенты обратились к Медведеву? В смысле, я не потому удивляюсь, что у нас есть независимый суд, на решения которого Президент страны не может влиять... Просто это же вопрос к Путину, разве нет? ) 

 

 

4. АГУ - Ираклий Хинтба, Абхазия.

 Сегодня был праздник посвящения в студенты 570 ребят, поступивших на первый курс Абхазского государственного университета. Был организован концерт, в котором выступили студенты разных факультетов: маршировали, пели, танцевали, устраивали показ мод, играли на музыкальных инструментов, демонстрировали спортивные навыки, делали кульбиты, работали в жанре КВН.

На празднике присутствовали руководители федераций домино США, Венесуэлы и Испании, а также Президент МФД Гиттард. Надо было видеть, как они оживлялись при появлении наших красивых девушек - особенно во время показа мод. Вообще, все прошло на хорошей эмоциональной волне - легко, празднично, душевно.

Я смотрел на наших ребят и понимал, что не любить их невозможно. Наш народ очень талантлив. Наши ребята - умные, очень сообразительные, очень способные. Все это дополняется тем самым абхазским воспитанием - определенной скромностью, совестливостью, стыдливостью. Я глубоко убежден, что в 95 % случаев конфликтов между преподавателями и абхазскими студентами виноваты именно преподаватели. Студентов надо уважать и любить. И все будет прекрасно. Главное, не упустить их, не дать им сойти с правильной дороги. Здесь все зависит не только от родителей, но и от нашей системы образования.

 

5. Как остановить скатывание Северной Осетии в гражданскую войну? - Валерий Дзуцев, Северная Осетия.

 Автор второго поста, как это часто бывает с ним, не понимает сути текущего политического момента. Если маховик репрессий против мусульман запустят в Северной Осетии, то пострадают все, включая его самого. К сожалению, экстремизм Заура Фарниева в данном случае объективно работает на то, чтобы этот маховик раскрутился.

Сделали ли мусульмане что-то для того начались репрессии в Северной Осетии чтобы пошли репрессии в респубике? Скорее да, чем нет. То есть вопрос довольно сложный. С одной стороны силовики с удовольствием погреют руки на еще одной войне на Северном Кавказе, с другой, непонятно что именно делать с экстремистскими проявлениями со стороны некоторых мусульман. Нельз же правда допускать, чтобы людей в Осетии убивали за то, что они что-то написали или сказали, даже если это против Ислама или Христианства?

Если быть реалистом, то это тупик, разрешаемый в нынешних условиях только путем кровавой гражданской внутриосетинской войны. Причем непонятно кто будет главной жертвой этой войны, это могут быть и мусульмане, и осетины-мигранты из Грузии, и дигорцы, и неосетинское население и пр. Так или иначе пострадают все.

Я считаю, чтобы избежать такого исхода срочно нужна общеосетинская сверхзадача, которая бы объединила народ и не дала расшатать и в итоге уничтожить республику. Эту сверхзадачу не стоит ожидать от республиканского правительства, во-первых, потому что они люди подневольные, во-вторых, потому что они, как правило, не очень способны на изобретение новшеств.

Правда, в правительстве республики тоже сидят люди, некоторые из них совсем не глупы и не безвозвратно потеряны для Осетии. Поэтому если бы сверхидея появилась за пределами правительства республики, она могла бы оказать влияние и на правительство.

Мое предложение очень простое. Мне кажется такой весомой сверхидеей в Северной Осетии должна стать политическая свобода. Вокруг идеи о свободе могут объединится и мусульмане, и выходцы из Грузии, и дигорцы и мн. др. Даже если эта сверхидея не приведет немедленно к независимости Северной Осетии, она поможет сблизить осетин друг с другом и предотвратить гражданскую войну.

 

6. Чемпионат мира по домино. Абхазия 2011. - Тенгиз Тарба, Абхазия (ФОТО).

 

7. На смерть Муамара...  - hohag-lappu, Северная Осетия.

 В СМИ говорят о нескольких версиях убийства лидера ливийской джамахирии-полковника Муамара Каддафи. А некоторые и вообще ставят под сомнение сей факт. Я всё таки больше склонен к тому что он мёртв. До последнего периода своей жизни он мне никогда не был интересен, кроме его некоторых экстравогантных выходок. Они мне казались смешными, а порой из за них Каддафи меня раздражал. Но в последнее время, когда его начали травить со всех сторон, я понял, что если типам вроде Саркози и Берлускони он не по душе, значит у него появились какие то хорошие качества. Я уверен, что Муамар понимал проиграшность своего положения в борьбе против натовской военной машины. Но он не сдался в обмен на гарантии безопасности, убежища в других странах и т.д., как это сделали лидеры некоторых других арабских стран. А стоял до конца, сражался вместе со своими сыновьями, которых тоже не отправил куда нибудь в тихую благополучную страну. И так он принял мученническую смерть. Он пал героем в глазах многих жителей планеты. И как кто то уже сказал, скорее всего станет Че Геварой 21-века...
Они пришли в Ирак, чтобы установить демократию, убили Хусейна и продолжают устанавливать её, всем известно какой ценой, в Афганистан, теперь в Ливию... А кто следующая жертва?

 

8. 22 октября 1991 года создание Абхазского радиотелецентра - bashamasha, Абхазия. 

 

Сегодня, ровно 20 лет назад, был создан Абхазский радиотелецентр. Произошло это знаменательное событие путем преобразования Сухумского цеха телевидения и радиовещания Грузинского радиотелецентра в Абхазский радиотелецентр. Это преобразование было принято постановлением правительства Абхазской АССР. Огромную работу по реализации самостоятельного Абхазского телевидения провел Шамиль Плиа, тогдашний председатель Гостелерадио Абхазии, также была неоценимая поддержка от ответственного работника правительства Абхазии В. А. Пилия и вице-премьера В. М. Цугба. Вице-премьер правительства Абхазии Зураб Лабахуа с соответствующим письмом прибыл в Тбилиси и подписал у тогдашнего премьера Грузии, Тенгиза Сигуа, согласие на преобразование телевидения в Абхазии. 22 октября 1991 года- начало работы полностью независимого, самостоятельного Абхазского телевидения. Не могу не сказать о том, что это событие было отмечено при открытии первозданной версии запоздалого сайта АГТРК в 2010 году !!!, а потом эту запись почему-то убрали.
Абхазский радиотелецентр был средоточием инженерно-технической мысли Абхазии, и очень много полезных начинаний и предложений было реализовано сотрудниками и партнерами радиотелецентра. Во время войны были организованы перегоны видео-аудиоматериалов из Абхазии для остального мира, телевизионное вещание велось на территории Абхазии, контролируемой нашими силами. На Сухум велось ТВ вещание с маломощного передадчика из Верхних Эшер, могли смотреть в Новом районе и Старом поселке. Правда, через 4 месяца работы, передатчик был разбомблен грузинским штурмовиком. Было организовано радиовещание на Турцию, Ближний Восток и европейскую часть России. Будучи в Москве в короткой командировке, встретил Ласуриа Мушьни, который поведал мне и, рядом стоявшему Чичи Когония (светлой памяти), что он слушает Абхазское радио в Подмосковье, я был несказанно рад тому, что труд стольких людей был не напрасен.. Трансляция велась с радиостанции мощностью 100 кВт под Краснодаром, с занимательным для того периода названием станица Тбилисская, Также был развернут в центре Гудаут военный передатчик (100 Вт)любезно переданный нам Ромой Айба из Пицунды, перестроенный нами в средневолновый диапазон,с помощю которого был организовано вещание на Абжуйскую Абхазию. На этой базе была организована работа абхазского радио. Неоценимую помощь оказывали нам и местные радиолюбители из Гудаут, по именам Гена, Паша.
Вот что вкратце, смог вспомнить в этот день. Хотел бы почтить память сотрудников радиотелецентра,погибших в отечественной войне Абхазии и не доживших до сегодняшнего дня, поименно: Анзора Кварчелия, Валеру Ажиба, Джамбула Джопуа (Джаба), Лаврика Брандзия, Астика Садзба. 

 

 

9. После дождя - Алина Акоефф, Северная Осетия (ФОТО).

 3 дня шел дождь не перестаая. Теперь вот какая красота. Только мыльницы упорно не хочет видеть гор. Ну и Бог с ней.

 

 

10. Храм "Тхаба - Ерды" - вопросы к гиду, заметки по истории: Джейрах, блогеры

Второй день нашей встречи был насыщенным. После знакомства с Ольгетти, Эгикалом, двинулись к "Вовнаш", а затем буквально на 10 - 15 мин. остановились около храма Тхаба - Ерды. Всё, повторюсь, ВСЁ впечатляет, вызывает чувство немого поклонения перед величием и красотой.. Но было и то, что вызвало вопросы и не только... Наш гид, Батыр Мальсагов, рассказывал об архитектурной композиции, сводах, плитах, фигурах, изображенных на них... Дальше, у восточной стены, как нам объяснили, апсида (поясню - так называется алтарная часть христианских храмов), в которой на своеобразной ступеньке были крест и купель для младенцев. Наш гид продолжал, это первый или один из первых - (не помню) христианских храмов на территории России. В памяти стали всплывать прочитанные ещё в студенчестве материалы по Тхаба - Ерды: Крупнов Е.И., Кузнецов.., Марковин В.И. и др. Вернувшись домой, посмотрела старые фото и др., которые и постаралась выложить. Не сторонница делитантской полемики на тему религии и веры, потому что в основе своей "спорят" люди малознающие, спорят ради спора, а не ради истины. Вера - это глубоко личное, а не показное. P/S. Дата на фото стоит неправльная. Правильно 16.10.11. На фото внизу главная (западная) часть храма:


Это противоположная часть храма - восточная, за ней и находится алтарная часть. Плиты справа и слева от оконных проёмов - разные, ещё раз подтверждают слова исследоватей о "ремонте храма" : "Два храма этой композиции в Ассиновском ущелье Ингушетии, Тхаба-Ерды и Алби-Ерды, по ряду признаков отнесены к вариантам типа трехцерковной базилики, или армянской зальной церкви с обходом, однако выявлено, что они были построены на основе различных образцов. Храм Тхаба-Ерды имел несколько строительных периодов и был построен раньше (конец IX - начало Х в.)". ( из дисс. Пищулиной В.В. "Храмое зодчество Сев.Кав. VI - XVI вв., М.,2007). Ещё ниже будут фото Е.И.Крупнова и др.

На фото внизу (в кн.:Крупнов Е.И. Средневековая Ингушетия, М.,1971.) для сравнения те же две стороны храма - западная (1) и восточная (2), сделанные в 1958 г.:


эти же фото, из домашнего архива:

Южная сторона храма; через этот вход мы входили ... Два камня, слева над входом барс или пантера, справа - лучник, сохранилось в том же виде:


Фото из домашнего архива отца (1958 г.), северная сторона (слева от главного входа) и противоположная той, через которую мы все вошли. Разрушения значительные. Это уже в 1958 г (!). Здесь не видны крестово-купольные своды:

А это снимки из книги Крупнова. На них западная (центральная) стена храма. Внизу справа литография из книги В.Ф.Миллера (1888 г.). , где храм в очень плачевном состоянии:

Здесь рисунки, сделанные Миллером. По этому поводу Крупнов пишет: "Приведенное описание «Тхаба-Ерды» Штедером, позднее, в 1811 г., в основном было повторено геологом Энгельгардтом, который между прочим установил, что храм (рис. 44, 45) был построен из «плит известняка и песчаника, добываемого недалеко»109. К сожалению, В. Ф. Миллеру, посетившему храм в 1886 г., остались неизвестными наблюдения Штедера, и Энгельгардта; отсюда и некоторые неточности в его заключениях".
К модели ктитора, расположенной над головой центральной фигуры, его же слова: "Весьма важным моментом в этом первом описании «Тхаба-Ерды» является отмеченная Штедером каменная модель храма, некогда украшавшая западный фасад здания. Ныне модель находится в Республиканском музее в Грозном. Она воспроизводит крестово-купольное здание, крестообразное в плане. Современный же вид «Тхаба-Ерды» — одноапсидная базилика с двускатной крышей. Это несоответствие модели с самим храмом вызывает ряд вопросов".





Теперь о кресте и купели для младенцев. Оказывается этот обычай уходит корнями в язычество... В первом описании этого храма у Штедера (1781 г.) перев. с нем.яз. : " Внутри здания темно, гязно, лишено пола, посередине наполнено угольями, оставшимися от жертвоприношений животных; голова с рогами, кости и поломанные стрелы сохраняются по сторонам. У восточной стены расположены сводчатые ниши, заложенные камнями и имеющие будто бы подземные ходы, где хранятся церковные принадлежности и книги" (Крупнов Е.И. "Средневековая Ингушетия").
В восточнойй части храма мы увидели апсиду (алтарную часть) с крестом и купелью. Приведу интересные наблюдения историка Л.Барахоева: (ПАМЯТНИКИ ИНГУШСКОГО ЗОДЧЕСТВА: Достаточно легко можно заметить, что крест, расположенный в алтарной части храма Тхаба - Ерды состоит из двух перекрещенных фаллов . Святилища, посвященные фаллическому культу, имели широкое распространение в Ингушетии. Например, в селении Кок (Кек) стоял четырехгранный каменный столб с грибовидным навершием (къобал - кхера). Во время засухи, головка фаллического памятника снималась и ставилась в виде чаши на землю. По степени наполнения дождевой водой определялся уровень будущего урожая и приплода скота. Такую же роль выполняли уплощенные камни с отверстиями, располагавшиеся во дворе большинства языческих святилищ Ингушетии. (Теперь понятно назначение этого камня):

Подобные камни, символизирующие детородный орган, мы видели в святилищах Эрзи и Барахане.

Примерно такую же роль выполняла так называемая купель, хранившаяся в святилище Тхаба-Ерды, потому что туда пробивались капли дождя и лучи света через центральное отверстие в крыше, возвышавшемся над алтарем. В алтарной части святилища Тхаба-Ерды лежит крест, составленный из двух фалов. Солнечные лучи -фаллосы. Капли дождя - небесная благодать, семя небесных богов, оплодотворяющее землю. Алтарь обозначает матку, соответственно купели.1 Отсюда и идея крещения детей и взрослых в купели, которая была заимствована христианской религией из язычества....

Путешественник и ученый В.Ф. Миллер в 1888 году писал о том, что в разных отсеках, т.е. под каждым куполом «храма» Тхаба-Ерды, молились представители определенных фамилий: Таргимхоевцев, Эгикальцев, Евлоевых. Все это наводит на мысль, что под одной крышей молились трем фамильным богам, а затем уже общему богу Тхъа....

Место, где располагалось общинное святилище, мыслилось ингушами как центр мира. Например, убитого молнией считали божественным человеком, поэтому на том месте резали жертвенного козла, ставили крест, на котором вешали растянутую шкуру животного. Считалось, что в момент удара молнии, здесь находился бог грома и дождя Села, следовательно, это был центр мира. Крест этот называли «Дошо Эрдал», т.е. «золотой Эрдал». Скрещенные руки или каменный крест также подразумевал центр или символ центрального божества. Или, например, руководителей сельских обществ ингуши называли «ерд тамады», т.е. главный тамада....

Если все обнаруженные в Ингушетии языческие кресты считать атрибутами христианства, то ингуши окажутся самым православным народом мира, так как на отдельных боевых башнях можно нередко можно встретить до 15 крестов...

Я убежден, что рельефы храма Тхаба – Ерды появились в очень раннюю пору проникновения христианства на Кавказ. Хронологически храм Тхаба – Ерды можно считать построенным вместе с первыми храмами Мухеты, Свети – Цхувели и Джовари и др., поэтому сюжеты с языческим содержанием превалируют над христианскими. Возникновение крестообразных построек связано с язычеством, жрецы в Ингушетии при исполнении обряда оплодотворения становились на медный крест и разбрасывали мох. .."

 


 

ПОМЕТКА ДЛЯ БЛОГЕРОВ – для того, чтобы попасть в список блогеров, номинировать свой пост на участие в нашем рейтинге, высказать критику, пожелания или заявить претенезии, ЖЖ-блогеры могут писать личное сообщение со ссылкой на свой пост пользователю http://top10-sk.livejournal.com/ с пометкой «Топ 10». Блогеры «КУ» могут это делать в каждом последнем посте с той же пометкой. Подробней о самом проекте и критериях отбора можно прочитать здесь