Осетины в Сирии должны вернуться на землю предков! - magas-dedyakov, Северная Осетия.
НАСТОЯЩИЙ МАТЕРИАЛ (ИНФОРМАЦИЯ) ПРОИЗВЕДЕН И РАСПРОСТРАНЕН ИНОСТРАННЫМ АГЕНТОМ ООО "МЕМО", ЛИБО КАСАЕТСЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ИНОСТРАННОГО АГЕНТА ООО "МЕМО".
1. Осетины в Сирии должны вернуться на землю предков! - magas-dedyakov, Северная Осетия: "Осетины Сирии не должны проситься домой в Осетию, как это происходит сегодня, а Осетия должна приглашать их вернуться. Это час икс для наших правителей. Они должны ответить для себя на вопрос: кто они? — наместники для аборигенов или претендуют на то, что они ЛИДЕРЫ нации."
2. Сирийские осетины имеют право вернуться в Осетию! - hohag-lappu, Северная Осетия: "Осетинские мухаджиры не вписываются в несколько сложившихся стереотипов. Признание самого факта осетинских мухаджиров. Ведь осетины издревле покорный России народ. У осетин и русских не могло быть конфликтов. К тому же у осетин не было мусульман."
3. Очень длинное письмо к властям по поводу вчерашнего поста. - Алина Акоефф, Северная Осетия: "Таких примеров можно привести очень много. Ситуация с объектами культуры в нашей Республике, к сожалению, патовая. И продолжая и дальше не обращать внимание на ухудшение состояния этих объектов, мы рискуем потерять не только лицо перед международными инвесторами, но и в целом культурное наследие нашего народа."
4. "Может ли русский быть мусульманином?" - Наима Нефляшева, Адыгея: " Невозможно точно сказать, сколько русских в последние 10-15 лет стали мусульманами, но то, что приход в ислам русских неофитов – это тенденция, неоспоримо."
5. В пору бить в набат! - shavkhalov-maga, Ингушетия:" До сих пор особо не задумывался над тем, что в Ингушетии может быть огромное (для нашего небольшого народа) число ВИЧ-инфицированных людей. Сегодня узнал от сотрудников Республиканского центра "АнтиСПИД", что таковых у нас уже более 900 человек!!!"
6. ХХХ - tushisvet, Дагестан: "Живем. Чувствуем за спиной Тарки-Тау. Спина прикрыта. Спокойно, не нервничай, спина прикрыта, не оборачивайся, гора всегда там, можно даже облокотиться. С горы начинается, сползает на Город зима. На ней белел профиль чужого старика, дедушки Ленина, выложенный из вымазаных известкой больших плоских камней."
7. Июль в горах. Невозможность... - assa-biazarty, Северная Осетия:"Белесые камни - зубы ваших прадедов, оружие их истлело, деяния стали прахом, кости рассыпались, а кровь стучит в ваших венах."
8. Отчасти о первой школе - m-serg1, Дагестан: "Фотография, попавшая ко мне во времена увлеченности историей первой махачкалинской школы. на обороте надпись"Шуре. В память долгой дружбы. Франц. Петровск. 20-го мая 1915 года". Фотография Ейруша. Петровск Порт Дагестанск. обл."
9. Монолог - daganoff, Дагестан: "Что-то комаров сегодня много. Злые какие-то, наверное голодные - кусают без посадки. Дай еще одну - выпуская клубы дыма из рта - хоть расхумарим их. Да знаю, что бесполезно..."
10. Про урны - tot-ysho, Дагестан: "И тут осенило меня. Не знаю кто там отвечает за наличие или отсутствие урн на улицах города, но они умницы и красавицы одновременно. Потому что я несколько минут чувствовал себя ЧЕЛОВЕКОМ, сопротивляясь звериным инстинктам бросить мусор под ноги."
1. Осетины в Сирии должны вернуться на землю предков! - magas-dedyakov, Северная Осетия.
Можно считать это официальным обращением к правительствам Республики Северная Осетия – Алания и Республики Южная Осетия.
На протяжении последних 20 лет, Осетия приютила на своей территории большое количество беженцев, даже тех, кто показывал потом враждебное отношение к местному населению (ситуация с турками-месхетинцами в г. Моздок). Но если дать им приют было нашим правом (хотя местное население никто и не спрашивал), то дать приют осетинам из Сирии – это наша ОБЯЗАННОСТЬ. Они в Осетии не гости, они возвращаться домой!
Осетины Сирии не должны проситься домой в Осетию, как это происходит сегодня, а Осетия должна приглашать их вернуться. Это час икс для наших правителей. Они должны ответить для себя на вопрос: кто они? — наместники для аборигенов или претендуют на то, что они ЛИДЕРЫ нации. Власти обеих Осетий обязаны приложить максимум усилий для того, чтобы желающие могли вернуться на Родину. Совместно с руководством диаспоры в Сирии должны быть составлены списки переселенцев, необходим транспорт и программы реабилитации и интеграции.
Мы, осетинский народ, должны максимально «напрягать» наши власти, поэтому я прошу всех поддержать волну за спасение наших людей от ужасов войны!
2. Сирийские осетины имеют право вернуться в Осетию! - hohag-lappu, Северная Осетия.
Одной из главных тем мировых СМИ стало противостояние в Сирии. Практически в стране идёт полномасштабная гражданская война, жертвами которой стали тысячи человек.
В этой арабской стране проживают около 100 тысяч кавказцев, в основном это адыги, но есть и осетины их около 1000 человек.
Кавказцы попали сюда во второй половине 19 века во время Русско-Кавказской войны. Территория современной Сирии тогда входила в Османскую Империю и стала приютом для кавказских мухаджиров наряду с территориями современных Турции, Иордании, Израиля и Косова.
Вот, что нам говорит о мухаджирстве и мухаджирах Википедия:
Мухаджи́рство — массовое и целенаправленное переселение мусульман в мусульманскую страну из немусульманских стран, где мусульмане являются меньшинством или чаще всего им становятся в результате военных действий (например, аннексия мусульманской территории христианским государством) и не желают мириться с положением религиозного меньшинства.
Этимология
Мухаджиры (араб. المهاجرون букв. «переселенцы») — термин, происходящий из арабского языка от слова хиджра — переселение.
Первоночально, когда ещё жив был пророк, мединских мусульман называли «ансары» (что означает «помощники»), а мусульман, которые переселились из Мекки, называли «мухаджиры» (что означает «переселенцы»), лишь через время этот термин распространился на всех мусульман — «переселенцев» (из любых других мест).
Примеры
В современном контексте этот термин применяется к различным массовым переселениям мусульман с территорий, контролируемых немусульманским большинством или правительством. В исторической литературе термин связан со следующими событиями:
Переселенцы в г. Ясриб (будущая Медина) из г. Мекка под предводительством пророка Мухаммеда, первые сторонники ислама, вынужденные бежать от преследований язычников. См. Хиджра.
Мусульмане Хорезма, бежавшие в другие мусульманские страны после завоевания Средней Азии ордами Чингисхана. Одним из таких переселенцев был поэт Джалаладдин Руми, переселившийся из Афганистана в государство турок-сельджуков.
Мавры, добровольно или вынужденно переселившиеся из Испании в страны Магриба после завершения Реконкисты. См. Мориски.
Крымские татары, массово переселившиеся в Османскую империю после завоевания Россией Крымского ханства в 1783 году.
Мусульмане Кавказа, в XIX веке бежавшие в Османскую империю под натиском российских войск в результате серии поражений Турции (на стороне которой они выступали в ряде войн, надеясь вернуть независимость от России), а также в результате Кавказской войны. В частности, абхазы, черкесы и убыхи, вынужденно переселившиеся в Турцию после окончания войны. Подробнее см. черкесское мухаджирство.
Этнические албанцы Центральной Сербии, вытесненные в 1878 году сербской армией из окрестностей Ниша и поселившиеся в Косово, где их потомки проживают по сей день.
Балканские мусульмане (турки, албанцы, бошняки, цыгане, помаки, греки-мусульмане и др.), выехавшие в Турцию в 1878—1923 годах, в связи с потерей Османской империей территорий в Восточной и Южной Европе.
Мусульмане Индии, переселившиеся в Пакистан в середине XX века в результате раздела Британской Индии.
Палестинские арабы, покинувшие занятые израильской армией территории на протяжении XX века и проживающие преимущественно в сопредельных странах.
Афганцы, бежавшие из Афганистана в Иран и Пакистан после вторжения советских войск в 1979 году. См. Афганская война (1979—1989).
Азербайджанцы и курды, бежавшие и изгнанные из Армении, а также из захваченной армянами Карабахской области Азербайджана в Азербайджан
С начала 90-х некоторые потомки мухаджиров вернулись на свою историческую родину, в основном в Майкоп, Нальчик, Баксан. Делали они это добровольно. Но когда война шла в Косова потомкам мухаджиров пришлось снова мигрировать и тоже на Родину. Переселились косовские адыги в отстроенный для них аул Мафэхабль вблизи Майкопа.
Сегодня же вновь потомки мухаджиров в беде. На этот раз в вышеупомянутой Сирии. Практически сразу после начала вооруженного конфликта в этой восточной стране в прошлом году сирийские кавказцы написали письма к руководителям Кабардино-Балкарии, Карачаево-Черкесии, Адыгеи. Было и письмо в Северную Осетию. Часть этого письма была с просьбой о помощи в изучении родного языка сирийскими осетинами, что было во второй части, я не в курсе. Сразу же после этих писем началась активная работа адыгских общественных организаций по организации мероприятий для возвращения репатриантов. И люди начали приезжать. Сегодня и осетинские мухаджиры изъявили желание о репатриации.
Не знаю, что будет сделано для этого со стороны руководства нашей республики. Но пока лишь об этом упоминалось лишь в паре репортажей на местном телевидении и у нескольких блогеров.
В Северную Осетию просятся гораздо меньше людей, чем в соседние Адыгею, Кабардино-Балкарию и Карачаево-Черкесию.
В Северной Осетии есть опыт принятия и обустройства гораздо большего количества беженцев.
Например, в начале 90-х во время грузино-осетинского конфликта наша республика приняла более 100 тысяч беженцев из внутренних районов Грузии и из Южной Осетии.
После развала СССР большое количество осетин переселилось сюда из Средней Азии. Если не ошибаюсь, то около 15 тысяч человек.
Во время войны в Чечне сюда переселилось много русских.
Большое количество турок-месхетинцев приняла Осетия в те же 90-е.
Таким образом получается, что у нашей республики громадный опыт в таких ситуациях.
Конечно, есть небольшие «НО», но их нужно перешагнуть. К ним, на мой взгляд, может относиться, несколько экономических вопросов, таких как предоставление жилья репатриантам, мест в школах и детских садах, выделение им рабочих мест и т.д. Безусловно, это не такая и простая вещь для скромного северо- осетинского бюджета. Но руководству республики, а так же депутатам Гос. Думы, членам Совета Федерации, полномочному представителю при Президенте России от Северной Осетии нужно пролоббировать, добиться выделения средств из бюджета страны. Ведь была же программа по возвращению и обустройству соотечественников, «пробили» же вопрос с косовскими адыгами, руководители адыгских республик же ищут финансирование для возвращения своих сирийцев. Кроме того, можно попытаться хотя бы часть этого мероприятия попробовать изыскать из внебюджетных источников. Пример с теми же косовскими адыгами : аул Мафэхабль во многом был отстроен за счёт зарубежных адыгских диаспор, а поликлинику в нём построили за счёт Всемирной Исламской Лиги, финансируемой на тот момент, Муаммаром Каддафи.
Есть ещё несколько «НО», но уже видимо политического характера.
Осетинские мухаджиры не вписываются в несколько сложившихся стереотипов.
Признание самого факта осетинских мухаджиров. Ведь осетины издревле покорный России народ. У осетин и русских не могло быть конфликтов. К тому же у осетин не было мусульман.
Да, действительно, многие ошибочно считают, что среди осетин, если и были мусульмане в прошлом, то номинальные, а наличие осетинских мухаджиров показывает обратное, осетины переселись под религиозными знамёнами, хотя не все. К тому же, многие из потомков этих мухаджиров великолепно говорят по-осетински, знают историю, обычаи, но при этом они не знакомы или не соблюдают культ Уастырджи и некоторые другие культы, которые многие считают общенациональными. Кроме того, некоторым трудно будет признать, то что ислам был во многих местах, о которых сейчас не принято говорить, как имеющих в своей истории мусульманские отпечатки.
Но факт остаётся фактом. И для помощи части нашего народа нужно перешагнуть и через эти стереотипы. Нужно набраться терпения и собраться с силами для помощи своим землякам. Это долг каждого осетина сейчас!
Тем более долг этот легче реализовать, чем нашим соседям. Нужно объединиться вокруг этого вопроса!
И в заключении всем рекомендую посмотреть фильм «Черкесия.Чужбина»:
3. Очень длинное письмо к властям по поводу вчерашнего поста. - Алина Акоефф, Северная Осетия.
Председателю правительства
РСО-Алания
Такоеву С.К.
Министру культуры
Республики
Северная Осетия - Алания
Хабаловой Ф.С.
Председателю комитета по охране
и использованию объектов
культурного наследия РСО-Алания
Токаеву Э. А.
От руководителей проекта
“Потерянная Осетия”
Уважаемый Сергей Керменович!
Уважаемая Фатима Сосланбековна!
Уважаемый Эдуард Албекович!
В нашей республике на протяжении нескольких лет идет планомерная борьба за создание туристического кластера. Стараниями руководства Республики привлекаются отечественные и иностранные инвестиции, миллиарды рублей отводится на создание инфраструктуры, имеджевой привлекательности как в самой Республике, так и за ее пределами.
Однако, каждый раз мы натыкаемся на одну и ту же проблему, которую невозможно решить без системного подхода на уровне руководства. Да, мы строим дороги, мосты, гостиницы, каждый раз забывая, что ни один турист не едет на курорт, зная, что там не на что посмотреть.
Наша Республика богата памятниками культуры. На общую территорию примерно в 8000 км.кв мы имеем более чем 2000 памятников культуры и архитектуры. Но 80 % из них нуждается не просто в реставрации и консервации, но в срочном спасении. Конечно, большая часть из них ветшает от времени. Но есть и те, что планомерно разрушаются людьми, при всеобщем молчаливом равнодушии компетентных органов.
Приведу лишь несколько примеров такого варварского отношения к памятникам культуры.
Не так давно нам на сайт поступила информация об угрозе памятнику культуры федерального значения в с.Дзивгис. Речь идет о знаменитой Дзивгисской наскальной крепости. Некий местный житель, желая огородить участок, выстроил огромный забор из блоков, поставив его впритык к скале, на которой располагается крепость, что естественно создало угрозу разрешения крепости. Тем самым это частное лицо не только нарушило основополагающие статьи федерального закона 73 – ФЗ, (гл.6, ст.36, п.1, п.2, п.3, ). но и нарушил наши права, как жителей этой республики, прописанные в том же законе 73-ФЗ ч.1 ст.7 п.2.
Однако, насколько нам известно, зона охраны у большинства памятников культуры РСО-Алании (в том числе и у таких уникальных, как Дзивгисская наскальная крепость и Цымити) не определена, в виду отсутствия у Комитета по охране и использованию культурного наследия средств на проведение необходимых историко-культурных экспертиз. Данный факт порождает такие случаи варварского обращения с памятниками культуры, как строительство вышеупомянутого забора, или же застройка внутри с.Цымити.
Другой пример. В том же Куртатинском ущелье находится комплекс сторожевых башен, известный как башня Курта в с. Уаласых. По нашему приглашению в мае этого года для осмотра башни в Республику приезжал главный архитектор проектов «Спецстройреставрация» В.А.Кузьмин. Вердикт его был неутешительным. На башне 26 трещин, она подвергается постоянной вибрации от близлежащей автомобильной дороги, и разрушительному влиянию осадков. Башня рушится, создавая опасность не только проезжающему внизу транспорту, но и огромному количеству туристов, посещающих это место по выходным. Между тем, башня Курта – это памятник федерального значения. Более того – одна из трех архитектурных доминант всего ущелья. Имея практически готовый туристический объект, посещаемость которого в летние месяцы превышает 1000 человек в месяц, не предпринимается ничего не только для реставрации и поддержании этого объекта, но и для организации там вполне прибыльного туристического комплекса с необходимой инфраструктурой.
Таких примеров можно привести очень много. Ситуация с объектами культуры в нашей Республике, к сожалению, патовая. И продолжая и дальше не обращать внимание на ухудшение состояния этих объектов, мы рискуем потерять не только лицо перед международными инвесторами, но и в целом культурное наследие нашего народа.
В связи с этим, просим Вас:
- Инициировать административную проверку по факту незаконной застройки в близи памятника культуры федерального значения в с.Дзивгис
- Обратится в судебные органы с иском в отношении данного частного лица с требованием о разборе незаконного строения на территории зоны охраны памятника культуры
- Определись список объектов, нуждающихся в установлении зон охраны, и выделить из бюджета Республики средства на проведение историко-культурных экспертиз по всем объектам из списка.
- Определить список памятников культуры, находящихся в аварийном состоянии, а так же на республиканском уровне принять программу по проведению противоаварийных работ на данных объектах, с поэтапным финансированием по каждому объекту в отдельности.
- Разработать общереспубликанскую программу по охране объектов культурного наследия, с последующим представлением ее в Министерсво Культуры РФ.
С уважением
Руководитель проекта
«Потерянная Осетия» Акоефф А.В.
А вечером расскажу про дом на Миллера/Никитина
4. "Может ли русский быть мусульманином?" - Наима Нефляшева, Адыгея.
Невозможно точно сказать, сколько русских в последние 10-15 лет стали мусульманами, но то, что приход в ислам русских неофитов – это тенденция, неоспоримо. Алексей Малашенко считает, что в будущем эта тенденция только усилится, а публицисты, обращаясь к этой теме, не устают воспроизводить летописный сюжет о выборе веры князем Владимиром как доказательство того, что ислам не противоречит менталитету русских.
Кто же они, новые русские мусульмане?
Айша(Галина) Бабич - одна из талантливых журналистов среди русских мусульман. Фото из НГ
Самая многочисленная группа – это люди, принявшие ислам инструментально, как единственно возможный способ узаконить свои отношения в браке с мусульманином или мусульманкой. Для них нехарактерно глубокое и последовательное проникновение в духовный смысл и обрядовые практики религии Мухаммада. Часто день их бракосочетания или получения нового мусульманского имени вместе с произнесением шахады, становится единственным днем, когда они переступили порог мечети..
Ко второй группе относятся рафинированные интеллектуалы, которые приходят в ислам через обращение к наследию суфиев – утонченная поэзия мусульманских средневековых мистиков и суфийские обрядовые практики в виде многочасовых зикров, сопровождающиеся озарениями и медитациями, вполне соответствуют их духовным поискам.
Третья группа, наиболее интересная, - это люди, которые приходят в ислам сознательно, стремятся как можно больше узнать о последнем откровении Всевышнего, исправно посещают специальные занятия в мечетях, учат арабский и с готовностью учатся в исламских медресе и университетах. Их среда общения – это практикующие мусульмане, коммуникацию с которыми они сознательно поддерживают и культивируют. Мусульманская комплиментарность, корпоративная солидарность и братство, пассионарная энергетика, в разы усиливающиеся в ритуале и, особенно, в коллективном намазе, поначалу даже бывают предметом зависти и гордости для только что обращенных неофитов.
Именно в этой среде оказываются популярными идеи исламского радикализма, а риторика и практики "Хезболлах", "Хамас" находят искренний отклик. Например, среди европейцев, принявших ислам, заметна доля бывших членов право- и леворадикальных группировок. Став мусульманами, они даже ведут дават, т.е. занимаются мусульманским прозелитизмом, в своей среде.
В свое время большой резонанс вызвало принятие ислама некоторыми членами Национал-большевистской партии Лимонова. Татьяна (теперь уже Фатима) Тарасова и Павел (Ахмад) Жеребин были одними из самых заметных нацболовцев, обратившимися к исламу.
А в 2005 году вышла статья Э. Лимонова "Исламская карта", в которой лидер НБП сделал сенсационные заявления. Вспоминая разговор с Гейдаром Джемалем, Лимонов пишет:
«Году в 1999-м знаток Ислама Гейдар Джемаль высказал мне интересную мысль, точнее, дал политический совет. Он сказал: "Эдуард, подумайте, в каждом русском городе есть мусульманская диаспора. Далеко не все эти люди пассионарны, но многие из них - да. Они дисциплинированны и подчиняются своим религиозным лидерам. Тот, кто расположит их в свою пользу, выиграет все битвы. Тот, кто сыграет мусульманской картой". …Тот российский политик, который прочно заявит о намерении сделать мусульман гражданами первого сорта и предпримет соответствующие шаги к осуществлению этого намерения, получит огромную поддержку мусульман России. Что должно быть сделано? Ислам должен стать религией, равной Православию. Президент страны и правительство страны должны с равным уважением относиться к Исламу и Православию….Велик Аллах. Идите к нам, мусульмане».
Для многих русских неофитов ислам – это "путь к возрождению русской нации", либо "средство к всемирному освобождению угнетенных". «Пример палестинской борьбы с израильской оккупацией и других освободительных движений под знаменем ислама, иранских революционеров и иракских повстанцев воодушевляет многих людей, придерживающихся левых взглядов. Все более актуальным становится вопрос об альянсе между представителями левых сил и радикального ислама», - пишет русская мусульманка Анастасия (Фатима) Ежова в одной из своих статей.
Игорь Алексеев, известный ученый-исламовед, обратился к анализу феномена русских мусульман одним из первых; он пишет об исламе как о мощной духовной традиции «жизни в Боге с опорой на шариат, живой практике веры и деяния» и о том, что «без включения в конкретную практическую, а не сугубо книжную традицию русские мусульмане как феномен обречены на маргинализм в обеих средах – и русской, и исламской».
«В этом отношении, - продолжает Алексеев, - «этнический» ислам мусульманских народов России….достоин внимания ищущих истинного пути как исторический опыт(не образец, а именно опыт – с достижениями и провалами, правоверием и заблуждением, праведными деяниями и грехами) практики ислама в конкретно-исторических условиях этой страны.
И именно этот исторический опыт был и остается подлинным русским исламом, и только он им и будет – вне зависимости от этнических компонент этого сообщества. От того, приобретут ли русские на пути в ислам этот исторический опыт, и станут ли они таким образом причастны к общеисламской истории, и зависит в сущности, ответ на вопрос «может ли русский быть мусульманином?».
5. В пору бить в набат! - shavkhalov-maga, Ингушетия.
До сих пор особо не задумывался над тем, что в Ингушетии может быть огромное (для нашего небольшого народа) число ВИЧ-инфицированных людей. Сегодня узнал от сотрудников Республиканского центра "АнтиСПИД", что таковых у нас уже более 900 человек!!! И это лишь зарегистрированные лица, состоящие на учете в данном центре. Латентное число больных, по словам специалистов, может достигать около 4, 5 тысяч(!). Скажу откровенно, меня данная статистика огорчила и навела на мысль о том, что нужно сделать все возможное, дабы предотвратить рост ВИЧ на территории нашего региона. В этой связи, на состоявшемся в Ингушском отделении "Российского Красного Креста" круглом столе,в котором принимали участие врачи центра "АнтиСПИД, руководители молодежных общественных объединений и представители муфтията, все участники сошлись на том, что в ближайшее время проведут серию публичных мероприятий. Цель - привлечение внимания к проблеме распространения ВИЧ всех слоев нашего общества, выработка мер общественного воздействия на преодоление тяжелой ситуации в обозначенной проблематике. Уверен, что нам удастся в скором времени поднять необходимый общественный резонанс вокруг ВИЧ и СПИДА. В пору всем нам бить в набат!
6. ХХХ - tushisvet, Дагестан.
Говорю – "Двоякодышащие мы!"
Полинка смеется. Зачем, - спрашивает, - такие сложные слова?
А какие же еще?
Живем, ходим по улицам, едем в автобуса и маршрутках, ловя взглядом как спасение, морскую синеву, что блеснет вдруг между притертых друг к другу домов. Без нее глазу больно, он натыкается на душное, плотное и серое, часто моргает, словно песчинка попала. Без нее глазу скучно, он туманится, подергивается белесой пленкой катаракты. Там, где нет моря, нет Большой воды, мы слегка задыхаемся, а, попав на рынки, замираем около рыбных рядов. Стоим, смотрим и уходим, ничего не купив, унося на подошвах серебристую рыбью чешую.
Живем. Чувствуем за спиной Тарки-Тау. Спина прикрыта. Спокойно, не нервничай, спина прикрыта, не оборачивайся, гора всегда там, можно даже облокотиться. С горы начинается, сползает на Город зима. На ней белел профиль чужого старика, дедушки Ленина, выложенный из вымазаных известкой больших плоских камней. Туда, к этому профилю, на смотровую площадку, что высоко над городом четкие пацаны везли на «грачах» заезжих блондинок, с обгоревшими на солнце, ярко розовыми плечами. Блондинки хихикали, млели и давали прямо в машинах. Грачи курили в сторонке и гадали – перепадет или не перепадет? Голова Ленина молчала и смотрела в светлое будущее, которое, по видимости, наступало с северо-востока, со стороны Хасавюрта.
А между горой и морем практически ничего и нет. Городок наш необязательный, как полустанок, на который смотришь ночью из окна поезда дальнего следования. Как оброненное по пьяни обещание жениться. Он не требует никаких усилий, чтоб в нем жить. А может и наоборот. Может быть, требует их в таком количестве и так жадно, что об этом предпочитают не знать и не помнить, чтобы не чувствовать кислого привкуса вины.
У нас на загорелых шеях ожерелья из мелких прозрачных ракушек, где чередуются «ключики» и «замочки», на коже – соль, а в исцарапанных руках ветки со спелыми плодами боярышника. Нас с детства продувает ветром, который здесь дует всегда и всегда в лицо. Мы ложимся спать, строго определяя себя в пространстве, чтоб головой непременно к горе, а ногами обязательно к морю.
Будто готовимся вскочить и бежать туда, где простор, если разбудят посреди ночи всполохи и крики. И побежим, полуслепые, с миражами под сонным веком, ввинтимся твердой круглой пяткой в песок, бросимся в воду, нырнем. И после пары секунд удушья освоимся, развернем плавники и ласты, поплывем. С любопытством высунем из воды круглую тюленью голову – что там? Как Город, который оставили? Славно горит или так себе?
7. Июль в горах. Невозможность... - assa-biazarty, Северная Осетия.
День покатился под откос, как деревянное колесо.
Арба «охромела» и застряла где-то на вершине горы.
Возчик, в мягких кожаных чувяках, мчится за колесом...
Изумрудная трава скрывает шорох его шагов, гром его прыжков, а ветер крадет стук сердца - бежит возчик в тишине.
А «колесо дня» все ниже катится под гору, и вот уже в сумраке бежит возчик, бежит в ночь.
Арба…тьма с ней, растворилась и исчезла.
А я уже заквасила молоко и укутала его одеялом.
Закрыла окна навстречу комариным тучам и холоду с Реки, и перебираю бусы из венецианского стекла, нет у меня четок.
А дети принесли разноцветные камни, притащили с Реки и сложили у моих ног.
Днем кидают их в воду, а вечером собирают - мерцающие, яркие, раскрашенные еще в дни творения.
Гребут их горстями из ледяной воды.
Рвут цветы. Жадно, пучками, зарываясь в их буйноцветие голыми руками, вдыхая пыльцу…
Зову их, а они увидели ишака на привязи и бегут, в слепящем июльском солнце, навстречу древнему животному…
«Куда вы? Там собаки сторожат стадо!» – кричу в страхе.
А дети беспечны. Они стремительны и трудноуловимы.
Мои страхи им - бесполезные железные башмаки:
«Что твое прошлое, привязанное к тебе шелковыми лентами, что твои черно-белые сны, - бегут без оглядки в траве по пояс, - ничего не говори нам, мы же твое молоко пили, мы все твои слова наперед знаем».
Ишак ленивый поднялся им на встречу, словно хозяев учуял.
Июль пенится, клубится золотистыми облаками на небе.
Горы-небо, горы-небо.
Вверх-вниз, вверх-вниз. Зелень, синь, зелень, синь.
Дети бегут по зеленым горам. Ангелы - по синим. То на встречу друг-другу, то в разные стороны.
Не теряйте крыльев! Иначе снегом упадут они на горы, отрежут Юг от Севера, горе нам зимой - смерть сторожит Перевал.
Но теперь лето, до снега вечность.
Июль дымится теплом земли. Пряные запахи разнотравья сводят с ума. Блаженное безумие сердца – то вскачь, то замирает, успокойся же, сколько можно?
Белые шапки пастухов. Пестрые пятна стада.
Не могу остановиться, вдыхая июль. Задыхаюсь.
Дома по склонам замерли – жарят железо своих кровель. А в тени деревьев ветер запутался в пустом гамаке. Блум, блум - спелая алыча.
Я не могу уехать. Бросить все это. Не смею…
Каждое время ноет мне об этом, а июль кричит языком неба и земли:
«Невозможно…!»
Я плачу.
Зубья, стремящиеся в небеса – на вес золота.
Я привязана к этим осколкам изумрудного стекла, к камням, разрезающим ткань небесного покрова, к черным пропастям, к гулкому эху, превращающему в гром мой тихий шепот.
Заколдована, кровью приворожена.
Не оторваться, не отгрызть себя от этой земли.
И я «шепчу» с одного края ущелья на другой: «Разноцветными лентами, распята ваша мать на этой земле. И вас не смогу научить бегству, простите, дети…
Космы облаков – седые пряди ваших прабабок. Синева их глаз бездонна.
Платы их сбились, разорвались, разлетелись. А они, склонившись, засмотрелись на вас.
Белесые камни - зубы ваших прадедов, оружие их истлело, деяния стали прахом, кости рассыпались, а кровь стучит в ваших венах.
Космы да зубы, да кровь, вот и все, что оставили вам в наследство…вот и все.
Сожмите кулаки, дети, и бегите! Бегите к ишаку, бегите к пастухам, вверх, к башням, вниз, к реке. Бегите куда хотите, не бойтесь ничего.
Это ваша земля.
Только берегите колени дети, берегите колени… колесо Балсага, катится под откос».
8. Отчасти о первой школе - m-serg1, Дагестан.
Фотография, попавшая ко мне во времена увлеченности историей первой махачкалинской школы. на обороте надпись"Шуре. В память долгой дружбы. Франц. Петровск. 20-го мая 1915 года". Фотография Ейруша. Петровск Порт Дагестанск. обл.
Ну и немного о том, кто изображен на фото. Франц Иванович Рачинский. Учащийся Николаевского высшего начального училища, а затем и двухгодичных педагогических курсов при училище. В 1905-1907 гг. при участии завбиблиотекой училища Ольги Лопухиной принимал участие в революционных событиях. После окончания педкурсов в 1912 г. был назначен в селение Гелли. в своих воспоминаниях писал: "Мне предстояло открыть новую школу. Проектировалось, что геллинская школа будет обслуживать три аула - Гелли, Кака-Шура, Параул. При наборе учеников в 1-ый класс удалось собрать 35 мальчиков. Девочек в школу не пустили. Из Кака-шуры пришел на учебу один мальчик по имени Ахмат-паша, а из Параула - ни одного. На проведенном в то время общем сходе трех аулов, кадии, муллы, в большинстве полусвятые, заявили: "Такой-то выучился т не приехал на похороны родного дяди", или еще: "все время у нас были дожди, а вы у себя построили школу - и дождей нет, у нас засуха". Так ни один параулец не отдал в школу своего сына".
9. Монолог - daganoff, Дагестан.
Салам сосед! Что, перед сном на свежак вышел. Ну и правильно, что дома сидеть. Да и сон крепче будет. Как сам? Я слышал у тебя кот заболел? К ветеренару возил? А то я могу дать номер знакомого, он как раз по животным. Кошки, собаки, грызуны там всякие. У меня ведь тоже коты водились... У тебя курить есть? - прикуривая - Первый Шурик был. Это честь Александра Македонского назвал. Авторитетный был кот. Крупный такой, лапы большие, голова массивная. Он, когда базарил, то сначала мордой на понт брал, а уже после кидался. Шерсть только так летала. Мне на него соседи жаловаться ходили. Никого не оставлял. Даже на собак шел. В общем, зверь был, а не кот. И умер, как мужик. Упал он, в драке, неудачно с пристройки. Челюсть сломал и зубы выбил. Тогда-то я и познакомился с ветеринаром. Он мне сразу сказал, что дело безнадежное, но сделает все, что в его силах. Шурик три дня мучился. Ничего не ел. А потом ушел из дома. Умирать...Вот, что тоже интересно, ведь неизвестно, куда они уходят. Где-то отдают Богу душу. Просто пропадают, и словно их и не бывало... Что-то комаров сегодня много. Злые какие-то, наверное голодные - кусают без посадки. Дай еще одну - выпуская клубы дыма из рта - хоть расхумарим их. Да знаю, что бесполезно...
А второй у меня противоположность Шурику был. Весь такой нежный, ласковый, жеманный. Били все его постоянно. По жесткому. Всегда был битый и исцарапанный. Мне постоянно за него впрягу давать приходилось. Приколись, я за него с дворовыми котами разбирался. Что ни день, а он с новой царапиной. Один раз чуть глаз ему не покоцали. Я отвез его за город, где "Дачник", там и выпустил. А что делать?! Не выжил бы он. Тут такие коты. Бродяги. Они же на мусорке выросли.Так он, представляешь, обратно домой вернулся. Потом мама, все-равно, его отдала своей подруге. В "Первуху". А что, у нее свой дом, огород. Уход какой-никакой за ним. Да и бродяг меньше. Но все равно жалко. Я понимаю, что вам непосебе, но что-то мне говорит, что не поэтому ты грустишь. Куришь вот одну за одной. Да и слово не проронил. Чо, я прав, не? Ну не хочешь говорить, ну да ладно. Ты бы это, оставил бы еще парочку сигарет. Я то не скоро спать лягу. Ээ, пачку не надо тусовать. Саул тебе братишка. Ну ладно, спокойной ночи тебе. А ветеринару все-таки позвони. Он в раз твоего Боцика на ноги поставит..
10. Про урны - tot-ysho, Дагестан.
Вышел после обеда сегодня, глотнуть раскалённого летнего воздуха и мороженку скушать. Кушал, кушал и в результате осталась бумажка одна упаковочная. Озираюсь - нет урн. Бумажку есть не стал, пошёл дальше, рассекая своим красивым телом зной. Особо далеко не ушёл, квартал всего. Урна не нашлась, но нашёлся мусорный бак, из тех что опрокидывают в себя мусоровозы. Ну я бумажку и сбагрил.
И тут осенило меня. Не знаю кто там отвечает за наличие или отсутствие урн на улицах города, но они умницы и красавицы одновременно. Потому что я несколько минут чувствовал себя ЧЕЛОВЕКОМ, сопротивляясь звериным инстинктам бросить мусор под ноги. Я шёл и чувствовал себя лучше, чем неизмеримое количество мудаков, засоряющих собственный город. Ну попалась бы мне урна через 5 метров, и чо? Бросил бы туда бумажку и слился бы с серою массой. А так вот побыл цивильным человеком. Пьянящее чувство превосходства!
Завтра каких-нибудь фиников куплю. Или косточки от фиников складывать в карман это уже перебор? Как считаете?
ПОМЕТКА ДЛЯ БЛОГЕРОВ – для того, чтобы попасть в список блогеров, номинировать свой пост на участие в нашем рейтинге, высказать критику, пожелания или заявить претенезии, ЖЖ-блогеры могут писать личное сообщение со ссылкой на свой пост пользователю http://top10-sk.livejournal.com/ с пометкой «Топ 10». Подробней о самом проекте и критериях отбора можно прочитать здесь