История одной военной фотографии "Мадонна с Калашниковым"

НАСТОЯЩИЙ МАТЕРИАЛ (ИНФОРМАЦИЯ) ПРОИЗВЕДЕН И РАСПРОСТРАНЕН ИНОСТРАННЫМ АГЕНТОМ ООО "МЕМО", ЛИБО КАСАЕТСЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ИНОСТРАННОГО АГЕНТА ООО "МЕМО".

Эту фотографию Олега Климова 92-го года знают многие - часто называют несколько вызывающе "Мадонна с Калашниковым". На фото Элла Арутюнян - беженка из Шаумяновского района. 

Вот что пишет про фотографию сам Олег Климов: 

Летнее (1992 года) наступление азербайджанских войск в Карабахе осуществлялось силами российского 28-го десантного полка под командованием Владимира Шаманова и частями нерегулярных азербайджанских отрядов, подчинявшихся лишь своим полевым командирам: Сурету Гусейнову, Искандеру Гамидову и Якубу Мамедову. Министр обороны РФ Павел Грачев заявил, что дислоцированная в Азербайджане 4-я российская армия, включая десантный полк Шаманова, соблюдает строгий нейтралитет, а плененные армянами солдаты и офицеры — не российские военнослужащие, а — наемники, с которыми армяне могут поступать по своему усмотрению. Совет Обороны Карабаха принял решение — расстреливать наемников без суда и следствия.

В ходе этого наступления я был в Степанакерте — с армянской стороны — и наблюдал, как тысячи беженцев шли пешком из Шаумянского, Мардакертского районов по единственной дороге в Степанакерт. Кто мог — оставался в Степанакерте. Другие шли дальше — по «Лачинскому коридору» в Ереван. Кто мог — оставался в Ереване. Дальше — ехали в Россию. Кто мог — оставался в России, кто не мог — ехали еще дальше. Говорят, что все войны похожи одна на другую . Это верно только до тех пор, пока сам не становишься участником войны.

1992. Карабах  

Эту фотографию женщины с «калашниковым» я сделал в июне 1992 года в Степанакерте. Все, что я знал на тот момент — что она  пришла пешком из Шаумянского района. Я не знал, как ее зовут и почему у нее в руках автомат. «Это простая история», — казалось мне. Вокруг были сотни беженцев, но я выбрал ее потому, что у нее в руках был автомат.

․․․․

 

Слева вверху на фотографии — ее муж Лаврент. Он погиб — «погиб от горя», — сказала Элла. В тот момент, когда я делал этот снимок, она ждала своего сына Андроника, который должен был приехать из Еревана. Он приехал на следующий день, и Элла отдала ему свой калашников. С этим оружием он уехал на фронт, и она больше никогда его не видела. Андроник пропал без вести во время боев в Мардакертском районе вместе с автоматом своей матери. Элла до сих пор надеется, что Андроник может находиться где-то в плену и верит, что он вернется.

.....

 

И вот - 20 лет спустя он снова нашел Эллу и сделал ее фотографию с внуками