Дело фотографов, обвиненных Саакашвили в шпионаже, закрыто. Фото разгона митинга в 2011 г.!
НАСТОЯЩИЙ МАТЕРИАЛ (ИНФОРМАЦИЯ) ПРОИЗВЕДЕН И РАСПРОСТРАНЕН ИНОСТРАННЫМ АГЕНТОМ ООО "МЕМО", ЛИБО КАСАЕТСЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ИНОСТРАННОГО АГЕНТА ООО "МЕМО".
Тбилисский апелляционный суд оправдал фотографов Георгия Абдаладзе, Зураба Курцикидзе, Натию и Ираклия Геденидзе, осужденных за шпионаж в июле 2011 года, говорится в сообщении на сайте Главной прокуратуры Грузии.
«Дело фотографов» стало одним из самых резонансных обвинений в адрес президента Михаила Саакашвили. После задержания фотографов в 2011 году в их защиту выступили журналисты и оппозиция. Местные НПО и международные организации требовали открытого расследования, что было невозможно из-за грифа «секретно».
По одной из версий, Саакашвили был недоволен тем, как Ираклий и Натия Геденидзе, Курцикидзе и Абдаладзе, работавшие на крупные международные информационные агентства, осветили жесткий разгон митинга оппозиции, организованный Нино Бурджанадзе 26 мая – в день независимости страны. Разгон митинга оппозиции получил широкий резонанс и негативно сказался на рейтинге власти.
После смены власти департамент расследования совершенных в процессе судопроизводства преступлений главной прокуратуры Грузии провел повторное расследование, которое в декабре 2016 года установило, что фотографы не были виновны в шпионаже. Между тем гриф «секретно» с дела так и не был снят.
В ходе повторного расследования «дела фотографов» прокуратура Грузии предъявила обвинения бывшему замглавы тбилисского главного управления департамента контрразведки МВД Грузии Давиду Девнозашвили и экс-директору тюрьмы №8 Александра Мухадзе. Мухадзе обвинения предъявлены заочно, так как он находится в розыске.
В июле 2017 года Тбилисский городской суд признал Девнозашвили и Мухадзе виновными в оказании давления на фотографов во время их задержания за шпионаж в 2011 году. Суд приговорили Девнозашвили к 4,5 годам тюрьмы, а Мухадзе — к 1,5 годам.
По данным следствия, в 2011 году к задержанным фотографам Натии и Ираклию Геденидзе в следственный изолятор неофициально приходил Девнозашвили. Он угрожал тяжелыми условиями в тюрьме и давлением на членов их семей.
Девнозашвили грозился обнародовать личное фото Натии Геденидзе, которое хранилось на ее компьютере. В результате супруги дали признательные показания, оклеветав себя. После этого Натию отпустили домой, а ее супруга вместе с другими фоторепортерами перевезли в Глданскую тюрьму№8.
После помещения фоторепортеров в тюрьму, директор тюрьмы Мухадзе продолжил осуществлять психологическое давление на них. В камерах фоторепортеров не отключали свет, они были под постоянным видеонаблюдением, при этом их постоянно навещал Девнозашвили и угрожал.
Вследствие психологического давления Зураб Курцикидзе и Георгий Абдаладзе согласились дать признательные показания, после чего их заставили отказаться от своих адвокатов. Назначенные властями адвокаты заставили фоторепортеров заключить процессуальные сделки со следствием.
В конечном итоге Тбилисский суд признал фотографов виновными в шпионаже. С учетом ходатайства прокуратуры их приговорили условно и освободили из зала суда. Курцикидзе приговорили к двум годам условно, Абдаладзе и Ираклия Геденидзе – к трем, а Натию Геденидзе — на полгода условно.
П.С. Очень хорошо, что на этом деле, наконец, поставлена точка. Но, я хочу немного напомнить те дни и, кто как себя вел. Почти все в Грузии понимали, что фотографы, задержаны по капризу Саакашвили. Статья за предательство... ну, пусть останется на совести Миши и его людей. Но, все помнят, как расхваленная на Западе ТВ "Рустави 2", без зазрения совести, повторяла этот бред и травила журналистов.
Тогда многие международные организации по защите прав журналистов, осудили Саакашвили за беспредел. Очень многие люди в Грузии, в том числе, журналисты, искренне защищали фотографов, и выступали против беспредела мишистов.
И конечно, тот случай еще одно напоминание, как совершенно безнаказанно, любой, кто перешел дорогу Саакашвили, мог быть арестован, его арест снимался медиачелядью и потом, показывался на всю Грузию, мол, вот так будет со всеми предателями.
Ну и, даже тогда, многие прекрасно понимали, что Миша был страшно зол за фотографии жесточайшего разгона митинга сторонников Бурджанадзе в ночь на 26 мая 2011 года, которые облетели весь мир.
Некоторые я опубликую, чтобы напомнить, за что так не любит значительная часть Грузии и чего не может простить - Саакашвили и его партии. Кстати, на следующее утро, на этом самом месте - Миша принимал парад и хихикал, хвалясь достижения страны перед иностранными журналистами.