В Грузию вернулся портрет царя Картл-Кахети Теймураза Второго, кисти художника Антропова
НАСТОЯЩИЙ МАТЕРИАЛ (ИНФОРМАЦИЯ) ПРОИЗВЕДЕН И РАСПРОСТРАНЕН ИНОСТРАННЫМ АГЕНТОМ ООО "МЕМО", ЛИБО КАСАЕТСЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ИНОСТРАННОГО АГЕНТА ООО "МЕМО".
Благодаря финансовой помощи миллиардера и лидера правящей партии «Грузинская мечта» Бидзины Иванишвили, возвращен в Грузию исторический портрет царя Теймураза II, сделанный при его жизни — в 1761 году.
«Директор Дворца искусства Георгий Каландия связался с Фондом «Карту», который оказал полную финансовую и организационную помощь для покупки картины. После переговоров, которые продолжались несколько дней, фонд «Карту» приобрел уникальный портрет за 38 тысяч 400 долларов и передал его Дворцу искусства», — сказано в сообщении ведомства.
Как отмечают в министерстве, возвращение на родину портрета царя Теймураза крайне символично, так как сам царь, отправившийся в 1761 году в Петербург за поддержкой в борьбе Восточной Грузии против Ирана, и не добившись ее, так и не вернулся на родину, и был похоронен в Астрахани.
«Грузия не раз пыталась перезахоронить венценосца, но это ни разу не получилось. Поэтому возвращение портрета на родину, как особенное историческое явление, очень символично», — отмечают в министерстве.
История гласит, что царь Картли-Кахети Теймураз II настолько очаровал своей внешностью российскую императрицу Елизавету Петровну, что та приказала самому известному придворному художнику Алексею Антропову нарисовать портрет грузинского царя. Алексей Петрович Антропов (1716—1795) — русский живописец, декоратор-монументалист, представитель стиля барокко, один из первых в стране художников, начавших писать светские портреты.
21 июня 1761 года Теймураз II осмотрел типографию Академии наук Российской империи, где ему передали в подарок гравюру, сделанную с картины Антропова. В правом углу экспоната есть надпись, подтверждающая факт, что гравюра сделана с картины Антропова мастерами Виноградовым и Ефимовым в 1761 году. В музеях России хранятся несколько экземпляров этой гравюры.
Интересно, что данная гравюра считалась самым старым и единственным портретом грузинского царя. Все последующие портреты Теймураза II (в том числе поздняя копия из коллекции Национального музея Грузии) были созданы на основании вышеупомянутой гравюры.
Между тем оригинальный портрет Теймураза II работы Алексея Антропова до последнего времени считался утерянным.
Примечательно, что в Грузии хранится крайне малое количество оригинальных портретов грузинских царей, созданных при их жизни. Это портрет Вахтанга VI, Ираклия II, Георгия ХII и теперь Теймураза II.
Слева - гравюра царя Теймураза, справа, приобретенный в Лондоне портрет кисти придворного художника Антропова.
П.С. Я люблю исторические портреты. Часто, они больше, чем многие историки, передают реальность конкретного времени... Кто любит историю и часто представляет те или иные эпохи, имхо, им достаточно посмотреть на многие прижизненные портреты тех или иных исторических персонажей, чтобы сделать свой вывод о той или иной личности и времени.
Слава Богу, есть интернет, и во Франции, в Германии, в России, в Англии, в Италии, десятки, сотни прекрасных классических придворных художников сейчас представленыЮ и по их работам можно судить не только о костюмах и чертах характера, но, если у вас есть фантазия, и о запахах, сиюминутных эмоциях и так далее, представленных на картинах сотен, тысяч людей... Я очень люблю потреты, и скажу вам, что среди женщин 19 и 18 веков, у меня есть, чуть ли не влюбленности, и я поражаюсь, насколько современны лица и их выражения..
Что касается царя Теймураза Второго, то, примечательно, что в российских СМИ до сих пор путаются и не знают, как называть Теймураза - царем Грузии, или царем Картл-Кахети, или царем Восточной Грузии...
В советское время очень многое было оболгано, часто, по просьбе тех или иных нацэлит.
Разумеется, Теймураз Второй, пусть на меня не обижаются грузинские ура-патриоты, никаким царем Грузии не был. Была ли Грузия в нынешнем понимании? И даже нынешней Восточной Грузией Теймураз, конечно, и близко не владел, а был царем Картл-Кахети.
В Ахалцихе, к примеру, в ту эпоху сидел сперва Ибрагим, а потом Сулейман-паша, и, понятное дело, Теймураз никакой власти над этими землями иметь не мог. В Грузии, и многие за ее пределами, этого не знают. Была вторая линия Багратионов, царей имеретинских, резиденция которых находилась в Кутаиси.
Во многих нынешних регионах Грузии князья (мтавары) были, практически, царями с безграничной властью, если княжество не было подчинено внешним врагом или другими грузинскими княжествами-царствами.
Я, например, сейчас читаю про князей (атабегов) Джакели.. И, конечно, они были единоличными владыками своих земель и вообще всей Южной Грузии! Их родовой замок Джаки сейчас находится на территории Турции.
Но, вернемся к Теймуразу, который, якобы, очень понравился Елизавете:-)))) Вообще, запомните, чем вы глубже опускаетесь в прошлое, тем приторнее сладкоголосие многих тогдашних болтушек - историков и придворных лизоблюдов. Хотя и современные не очень им уступают.
Примечателен и головной убор Теймураза, который может очень многое сказать людям, связанным с историей и религией. Сказать не только о Теймуразе, но и о той эпохе в Картл-Кахети в целом, в Восточной Грузии.
В общем, если коротко резюмировать, то жить в пафосных легендах намного комфортнее, чем оказываться в голой реальности.
Несмотря на свою любовь к истории почти с детских лет, с некоторых пор я убедился, что крайне сложно, даже постоянно читая историческую литературу и любя искренне историю, не соблазнятся на тысячи легенд и политически востребованных вымыслов.
И конечно, я признаю, то, что преподается часто в школах и ВУЗах - это скорее идеология, чем нечто, имеющее отношение к истории как к науке.