Муниципальной власти Ингушетии уже год
НАСТОЯЩИЙ МАТЕРИАЛ (ИНФОРМАЦИЯ) ПРОИЗВЕДЕН И РАСПРОСТРАНЕН ИНОСТРАННЫМ АГЕНТОМ ООО "МЕМО", ЛИБО КАСАЕТСЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ИНОСТРАННОГО АГЕНТА ООО "МЕМО".
Интервью с известным ингушским правозащитником, руководителем Правозащитной организации «Машр» Магомедом Муцольговым.
Корреспондент: Чуть более года в РИ действуют муниципальные органы власти. Как Вы оцениваете их работу?
М. Муцольгов: Очень слабо. Дело в том, что во всех регионах России, кроме Чечни и Ингушетии, местное самоуправление работает давно, пятнадцать лет, а у нас один год. Если учесть, что не велась подготовка кадров для обучения людей, чтобы у них были навыки и знания, что такое местное самоуправление, какие у местного самоуправления преимущества и недостатки.
Единственный положительный момент, что в принципе удалось не допустить какого-либо серьезного кризиса в работе местного самоуправления.
Корреспондент: Есть ли преимущество какого-либо рода у выборной муниципальной власти перед назначаемыми руководителями местной власти?
М. Муцольгов: Конечно же, есть очень много преимуществ, главная – это возможность людей самим избирать муниципальную власть. Не понятно, о чем думали люди, принимавшие решение – какой должна быть система выборов в нашей республике, когда выбирали систему выборов в нашей республике. У нас выбрана самая коррумпированная и не демократическая система выборов: по партийным спискам. С учетом времени и обстоятельств, в которых мы живем, самая приемлемая система выборов – смешанная. И на местном, и на региональном уровнях.
К тому же я убежден: главой администрации и главой муниципалитета должно быть одно лицо, избранное населением.
В существующей модели местного самоуправления глава муниципалитета избирается депутатами из числа депутатов, и они же принимают на работу главу администрации. Казалось бы, их функции прописаны законом, на самом деле мы наблюдаем повсеместные конфликты между главой администрации и главой муниципалитета. Из-за игнорирования законодательства у нас в населенных пунктах фактически установлено двоевластие. Это, во-первых, незаконно, во-вторых, приводит к ничем не обоснованной борьбе и конкуренции людей, которые являются руководителями в населенных пунктах.
Корреспондент: Достаточно ли открыты для населения местные органы власти? Реально ли «достучаться» до них при наличии проблем?
М. Муцольгов: Я думаю, ни депутаты местного самоуправления, ни главы местного самоуправления не оценили по достоинству преимущества местного самоуправления. В подавляющем большинстве случаев работа этих органов проходит по накатанной схеме. Они неохотно привлекают к работе неправительственные организации, а также население своих муниципалитетов. Несмотря на то, что местное самоуправление существует, чтобы облегчить жизнь конкретному гражданину в каждом населенном пункте, в жизни еще пока не все так быстро меняется как должно.
По большому счету, именно неправительственные организации, привлеченные ими специалисты внесли самый большой вклад в образовательный процесс, связанный с формированием местного самоуправления. Но, к огромному сожалению, существующих программ, как государственных, так и общественных, позволяющих распространить знания о работе местного самоуправления и об участии населения в этой работе, пока недостаточно.
Если у других субъектов Российской Федерации было для формирования и развития местного самоуправления пятнадцать лет, то у Чеченской Республики и Республики Ингушетия было только два года, остался один год. Очевидно, что права на эксперименты и ошибки у нас нет. Особо хотелось бы подчеркнуть, что местное самоуправление нужно для облегчения жизни людей, а также для повышения уровня жизни людей в каждом конкретном населенном пункте.
Российское законодательство позволяет принимать такие нормативные акты местного уровня, которые необходимы людям в каждом конкретном населенном пункте с учетом их обычаев и традиций, уклада жизни и общественно-политической ситуации.
Единственным требованием к принимаемым нормативным актам является соответствие их Конституции Российской Федерации. К сожалению, как часто бывает в нашей стране, в подавляющем большинстве регионов идут по самому сомнительному, но легкому пути. Городские сельские собрания утверждают типовые документы, спущенные сверху, которые часто не соответствуют законным интересам граждан, проживающих в этих населенных пунктах.
Корреспондент: Есть ли у населения возможность контролировать работу местной власти и корректировать ее в интересах людей?
М. Муцольгов: Возможности есть, но у самого населения не хватает знаний о возможностях участия их в формировании и реализации решений органов местного самоуправления. Этих знаний не хватает у депутатов и работников местных органов власти. Именно поэтому есть огромная необходимость просвещения и информирования населения и работников местных органов об их обязанностях, возможностях, правах при формировании и реализации местного самоуправления.
Корреспондент: Насколько активно население в участии в местном самоуправлении? Как, по-Вашему, можно увеличить степень участия населения в местном самоуправлении?
М. Муцольгов: Участие населения в местном самоуправлении – минимально и это является большой проблемой. Нужно донести до их сознания, что больше чем им это никому не нужно.
Людей нужно научить, людей нужно привлекать к работе местных органов. К тому же, степень привлечения населения к выработке решений по вопросам местного значения является одним из критериев оценки работы местных органов власти. Насколько активно население будет себя вести на местном уровне, именно настолько будут зависеть изменения в решении вопросов местного значения представителями муниципальной власти на местах.
Корреспондент: Спасибо за подробные, обстоятельные ответы. Удачи Вам и Вашим товарищам в работе, Магомед!
Барахоев М.