30 ОКТЯБРЯ ДЕНЬ ПАМЯТИ ЖЕРТВ ПОЛИТИЧЕСКИХ РЕПРЕССИЙ

НАСТОЯЩИЙ МАТЕРИАЛ (ИНФОРМАЦИЯ) ПРОИЗВЕДЕН И РАСПРОСТРАНЕН ИНОСТРАННЫМ АГЕНТОМ ООО "МЕМО", ЛИБО КАСАЕТСЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ИНОСТРАННОГО АГЕНТА ООО "МЕМО".

   18 октября 1991 года было принято Постановление Верховного Совета РСФСР № 1763/1-I «Об установлении Дня памяти жертв политических репрессий», после которого 30 октября стало официально признанным днём памяти.

   В истории нашей страны есть немало трагических эпох, но особое место среди них, занимают те времена, когда власть разворачивала репрессии в отношении жителей своей страны и тогда количество их жертв исчислялось сотнями тысяч, а порой и десятками миллионов. 

Репрессивная политика в Советской России

   Политические репрессии в Советской России начались сразу после Октябрьской революции 1917 года. Эти времена мы слышали как Красный террор и расказачивание. При этом жертвами репрессий становились не только активные политические противники большевиков, но и люди, просто выражавшие несогласие с их политикой. Репрессии проводились также по социальному признаку (против бывших полицейских, жандармов, чиновников царского правительства, священников, а также бывших помещиков и предпринимателей). В конце 1919 года специальная комиссия, созданная генералом Деникиным, определила количество погибших от проводимого Советской властью террора только в период 1918—1919 годов в 1 766 188 человек, включая 260 000 солдат и 54 650 офицеров, около 1,5 тыс. священников, 815 тысяч крестьян, 193 тысяч рабочих, 59 тысяч полицейских, 13 тысяч помещиков и более 370 тысяч представителей интеллигенции и буржуазии

Политические репрессии 1920-х годов

   После окончания Красного террора периода Гражданской войны политические репрессии в Советской России и, позднее, в СССР продолжились. Как стало известно впоследствии, в 1920-х годах ряд дел о политических преступлениях был в действительности построен на фальсифицированных обвинениях («Дело лицеистов», «Дело фокстротистов», Шахтинское дело).

   В 1921 году ВЧК арестовала по делу «Петроградской боевой организации В. Н. Таганцева» 833 человек. При этом было расстреляно по приговору или убито при задержании 96 человек, отправлено в концентрационный лагерь 83, освобождено из заключения 448.

   В сентябре-ноябре 1922 года большая группа интеллигенции была выслана из РСФСР на так называемом философском пароходе.

Репрессии в сталинский период

   С началом принудительной коллективизации сельского хозяйства и ускоренной индустриализации в конце 1920-х — начале 1930-х годов, а также укреплением личной власти Сталина репрессии приобрели массовый характер. Особенного размаха они достигли в 1937—1938 годы (см. «Большой террор»), когда сотни тысяч граждан были расстреляны или отправлены в лагеря ГУЛАГа по обвинениям в совершении политических преступлений.

   С разной степенью интенсивности политические репрессии продолжались до самой смерти Сталина в марте 1953 г.

   По разным оценкам историков, за время правления Сталина, как прямые жертвы репрессий, так и погибшие по причинам, связанным с репрессиями, общее количество жертв исчисляется десятками миллионов, но самые ужасающие из них, приблизились к сотни.

    «В феврале 1954 г., — значится далее в тексте, — на имя Н. С. Хрущёва была подготовлена справка, подписанная Генеральным прокурором СССР Р. Руденко, министром внутренних дел СССР С. Кругловым и министром юстиции СССР К. Горшениным, в которой называлось число осужденных за контрреволюционные преступления за период с 1921 г. по 1 февраля 1954 г. Всего за этот период было осуждено Коллегией ОГПУ, „тройками“ НКВД, Особым совещанием, Военной коллегией, судами и военными трибуналами 3 777 380 человек, в том числе к высшей мере наказания — 642 980, к содержанию в лагерях и тюрьмах на срок от 25 лет и ниже — 2 369 220, в ссылку и высылку — 765 180 человек».

   Демографические потери всей страны, исходя из официальной статистики, только в период 1926—1940 гг. составили 9 млн чел. При этом, если взять в расчет официальные данные о рожденных в период с 1929 года по 1949 год, в количеств 102 млн. 400 тыс. детей, данные об общей численности населения на 1929 год – 154 млн. 226 тыс. человек и 1950 год – 179 млн. 229 тыс. человек, то численность населения увеличилась всего на 25 млн. человек, а с учетом рожденных можно говорить о гибели более чем 77 млн. человек. Конечно же в этих цифрах возможны погрешности, но общее понимание, что именно в них включены все жертвы политических репрессий, погибшие в ходе боевых действий, расстрелянные на поле брани «своими» же, погибшие от голода и холода, умершие в лагерях, а так же погибшие естественным путем, эти цифры становятся более ужасающими.

   Отдельной строкой в этих репрессиях стоят депортированные народы, миллионы людей были депортированы по признаку национальной принадлежности.

   Депортация народов — одна из форм политических репрессий в СССР. Основными особенностями депортаций как репрессий были их внесудебный характер, контингентность и перемещение больших масс людей в географически отдалённую, непривычную для них и часто рискованную среду обитания.

   По мнению Павла Поляна, в СССР тотальной депортации были подвергнуты десять народов: корейцы, немцы, финны-ингерманландцы, карачаевцы, калмыки, чеченцы, ингуши, балкарцы, крымские татары и турки-месхетинцы. Из них семь — немцы, карачаевцы, калмыки, ингуши, чеченцы, балкарцы и крымские татары — лишились при этом и своих национальных автономий.

   Депортациям в СССР подверглось ещё множество других этнических, этноконфессиональных и социальных категорий советских граждан.

   В соответствии с Законом «О реабилитации репрессированных народов», принятым 26 апреля 1991 года Верховным Советом РСФСР, репрессированными признавались народы (нации, народности или этнические группы и иные исторически сложившиеся культурно-этнические общности людей), в отношении которых по признакам национальной или иной принадлежности проводилась на государственном уровне политика клеветы и геноцида, сопровождавшаяся их насильственным переселением, упразднением национально-государственных образований, перекраиванием национально-территориальных границ, установлением режима террора и насилия в местах спецпоселения.

Репрессии после 1953 года

   После смерти Сталина началась всеобщая реабилитация, масштаб репрессий резко уменьшился. В то же время люди альтернативных политических взглядов (т.н. "диссиденты") продолжали подвергаться преследованиям со стороны Советской власти вплоть до конца 80-х годов. Уголовная ответственность за антисоветскую агитацию и пропаганду была отменена только в сентябре 1989 года.

Статистические данные о масштабах советской репрессивной политики

   По оценкам историка В. П. Попова, общее число осуждённых за политические и уголовные преступления в 1923—1953 годах составляет не менее 40 млн. По его мнению, эта оценка «весьма приблизительна и сильно занижена, но вполне отражает масштабы репрессивной государственной политики… Если из общей численности населения вычесть лиц до 14 лет и старше 60, как малоспособных к преступной деятельности, то выяснится, что в пределах жизни одного поколения — с 1923 по 1953 г. — был осуждён практически каждый третий дееспособный член общества». Только в РСФСР общими судами приговоры были вынесены в отношении 39,1 млн чел., причём в разные годы к реальным срокам заключения было приговорено от 37 до 65 % осуждённых (не включая репрессированных со стороны НКВД, без приговоров, вынесенных судебными коллегиями по уголовным делам Верховных, краевых и областных судов и постоянными сессиями, действовавшими при лагерях, без приговоров военных трибуналов, без ссыльных, без высланных народов и т. п.)

   Государственная политика в отношении лиц, подвергшихся политическим репрессиям, в Российской Федерации

   Жертвы политических репрессий в СССР и члены их семей, согласно российскому законодательству, имеют право на реабилитацию, восстановление доброго имени и доброй памяти, материальную компенсацию.

   Согласно Закону РФ № 1761-1 «О реабилитации жертв политических репрессий» от 18 октября 1991 года, политическими репрессиями признаны различные меры принуждения, применяемые государством по политическим мотивам, в виде лишения жизни или свободы, помещения на принудительное лечение в психиатрические лечебные учреждения, выдворения из страны и лишения гражданства, выселения групп населения из мест проживания, направления в ссылку, высылку и на спецпоселение, привлечения к принудительному труду в условиях ограничения свободы, а также иное лишение или ограничение прав и свобод лиц, признававшихся социально опасными для государства или политического строя по классовым, социальным, национальным, религиозным или иным признакам, осуществлявшееся по решениям судов и других органов, наделявшихся судебными функциями, либо в административном порядке органами исполнительной власти и должностными лицами и общественными организациями или их органами, наделявшимися административными полномочиями.

   К сожалению, наличие права на реабилитацию, в нашей стране не говорит о возможности его реализации.

   Весной 2017 года, Председатель партии «ЯБЛОКО» Эмилия Слабунова сделала заявление, в котором в том числе говорится следующее:

   26 апреля, мы отмечаем очередную годовщину принятия Закона РСФСР «О реабилитации репрессированных народов».

   Со дня принятия этого закона прошло уже 26 лет, а он до сих пор не реализован в полной мере. На сегодняшний день невыполненными остаются большинство статей Закона «О реабилитации репрессированных народов»:

   Вопреки ст. 1 Закона, не признаны незаконными и преступными все репрессивные акты СССР сталинского и хрущёвского периода против репрессированных народов и в их отношении продолжают действовать отдельные положения актов, принятых в ту эпоху.

   Вопреки ст. 3 Закона, не в полной мере обеспечено возвращение народов, не имевших своих национально-государственных образований, согласно их волеизъявлению, в места традиционного проживания на территории России, а также на возмещение ущерба, причиненного государством.

   Вопреки ст. 4 Закона, допускается и не пресекается агитация или пропаганда, проводимые с целью воспрепятствования реабилитации репрессированных народов, а лица, совершающие подобные действия, а равно подстрекающие к ним, не привлекаются к ответственности в установленном законом порядке.

   Вопреки ст. 9 Закона, не возмещён в полном объеме ущерб, причиненный репрессированным народам и отдельным гражданам со стороны государства в результате репрессий.

   Вопреки ст. 10 Закона, а также положений Федерального закона «О трудовых пенсиях в РФ» не реализованы в полной мере обязательства по социальной реабилитации граждан, подвергшихся репрессиям, в части учета времени их пребывания в спецпоселениях (местах ссылки) в общем трудовом стаже в тройном размере, не увеличены размеры пенсий по возрасту за каждый год работы.

   Вопреки ст. 11 Закона, не осуществлена в полной мере культурная реабилитация репрессированных народов, предусматривавшая осуществление комплекса мероприятий по восстановлению их духовного наследия и удовлетворению культурных потребностей, а также признание за репрессированными народами права на возвращение прежних исторических названий населенным пунктам и местностям, незаконно отторгнутым у них в годы советской власти.

   Вопреки ст. 12 Закона, не все акты союзных, республиканских и местных органов и должностных лиц, принятые в отношении репрессированных народов, за исключением актов, восстанавливающих их права, признаны неконституционными и утратили силу.

   Практика игнорирования прав народов России, неисполнение действующих законов и обязательств государства, взятых им на себя недопустима, она не способствует укреплению Российского государства и доверия между российскими народами. Бездействие власти в вопросе окончательного восстановления прав реабилитированных народов, подвергнувшихся необоснованным, незаконным и бесчеловечным политическим репрессиям выглядит так, как будто они избегают полного и добросовестного исполнения и даже сознательно отказались от ранее взятых на себя обязательств. Игнорирование завершения процессов реабилитации необоснованно репрессированных народов, сравнимо с дискриминацией граждан нашей страны, по признакам этнической и религиозной принадлежности, ущемлением их гражданских прав, демонстрацией неуважения к десяткам миллионов жертв политических репрессий и военных преступлений сталинизма. А это безусловно противоречит нормам российского и международного законодательства.