Неделя общественного контроля в Ставропольском крае (фото)

НАСТОЯЩИЙ МАТЕРИАЛ (ИНФОРМАЦИЯ) ПРОИЗВЕДЕН И РАСПРОСТРАНЕН ИНОСТРАННЫМ АГЕНТОМ ООО "МЕМО", ЛИБО КАСАЕТСЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ИНОСТРАННОГО АГЕНТА ООО "МЕМО".

   С 16 по 23 июня, в рамках Совместного проекта  Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации и Директората по правам человека Совета Европы «Российский проект ОНК», при участии команды проекта, представителей Совета при Президенте Российской Федерации по правам человека и развитию гражданского общества, Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации, Общественной палаты Российской Федерации, прошла «Неделя общественного контроля мест принудительного содержания на Северном Кавказе».

   23 июня, команда Недели общественного контроля, добралась до Ставрополья, где совместно с краевой Общественной наблюдательной комиссией, представителями регионального Уполномоченного по правам человека, Прокуратуры, МВД и Управления ФСИН России, посетили места принудительного содержания в Минеральных Водах, Кисловодске и Пятигорске.

   С самого начала хочу особо подчеркнуть, как я и писал раньше, что данные выводы сделаны мною лично, а не комиссией и я буду писать то, что я видел и слышал, только от своего имени.

   Комиссия, все в том же составе, Валентин Гефтер, Андрей Бабушкин, Александр Маланкин, Михаил Менглибаев и я, Магомед Муцольгов, посетили СИЗО-2 краевого Управления ФСИН России, расположенное в г. Пятигорск, ИВС г. Кисловодск и г. Минеральные Воды.

   В ходе проверки было установлено, что ИВС при ОМВД России по г. Кисловодску размещается в старом здании 1937 года постройки, что, без капитальной реконструкции и переоборудования, явно не позволяет обеспечить его соответствие современным требованиям строительства подобного рода учреждений. При посещении ИВС Комиссия установила отсутствие в некоторых камерах окон, на стенках рельефная штукатурка, в народе называемая шубой, отсутствовали скамейки. В прогулочном дворике установлена скамейка, из-за ржавчины которой, сидеть на ней не возможно, санитарно-эпидемиологические нормы не соблюдаются.

   В самом отделе стены коридора отделаны пластиком, что не соответствует требованиям противопожарной безопасности и может затруднить эвакуацию в случае возникновения чрезвычайных ситуаций.

   В связи с большим сроком эксплуатации здания, с учетом его износа, Комиссия сделала предварительный вывод о невозможности проведения его ремонта и дальнейшей эксплуатации, в результате чего рекомендовала закрыть ИВС до строительства нового здания, с учетом современных требований действующего законодательства.

   В ходе проверки ИВС при ОМВД России по Минераловодскому району было установлено, что в отличие от ИВС  в Кисловодске, изолятор находится в хорошем состоянии. С начала года в городской отдел полиции было доставлено более 4000 тысяч человек, немалая часть из которых доставляются нарядами дорожно-постовой службы и вневедомственной охраны. В камерах изолятора светло, есть свободный доступ к форточке (что, безусловно, необходимо взять на вооружение во всех подобных учреждениях нашей страны), полы оборудованы системой подогрева, что вряд ли часто можно встретить в подобных учреждениях по всей стране. В нарушение требований действующего законодательства, личный досмотр задержанных производится в коридоре. В отличие от аналогичного учреждения в г. Кисловодск, на стенах изолятора нет рельефной штукатурки. Прогулочный дворик оборудован скамейкой и турником.

   В ходе проверки СИЗО-2 Управления ФСИН России по Ставропольскому краю, расположенному в г. Пятигорск было установлено, что по своему функциональному назначению изолятор используется как транзитный. В некоторых помещениях Следственного изолятора бетонные полы не заменены на деревянные. Как положительные моменты, необходимо отметить проведение с несовершеннолетними воспитательной работы. Работа медицинского персонала поставлена на хорошем уровне.

   Во второй половине дня, в Конференц-зале Гостиницы «Интурист» г. Пятигорск, состоялся итоговый Круглый стол, на котором были обсуждены результаты недельной работы Комиссии и посещения практически всех субъектов Северного Кавказа. В заседания Круглого стола, приняли участие Комиссия Недели общественного контроля, члены Общественных наблюдательных комиссий регионов СКФО, представители прокуратуры, органов внутренних дел и Уголовно-исполнительной системы округа, представитель регионального Уполномоченного по правам человека, представитель краевой Общественной палаты, представители общественных и правозащитных организаций СКФО.

фото Михаила Менглибаева: Заседание Круглого стола

   Участники Круглого стола обсудили состояние дел в сфере соблюдения прав человека в местах принудительного содержания на Ставрополье и провели сравнительный анализ состояния дел во всех субъектах округа. Самая плохая ситуация была отмечена в учреждениях подведомственных МВД по Республике Дагестан, где было выявлено противодействие работе республиканской Общественной наблюдательной комиссии, а так же огромное количество доставляемых в отделы полиции людей, обоснованность чего вызвала большое сомнение. Там же в Дагестане были выявлены молодые люди, наличие на теле которых гематом и ссадин говорило, что вероятнее всего они были подвергнуты избиению, а возможно и пыткам. Кстати на применение пыток на стадии задержания и до водворения в Следственный изолятор, жаловались и люди, содержащиеся в СИЗО УФСИН России по Чеченской Республике, в числе которых были и женщины, заявившие о пытках электрическим током. Так же как и в Дагестане, противодействие деятельности Общественной наблюдательной комиссии со стороны республиканского МВД было установлено и в Республике Ингушетия, органы власти в которой не предприняли ни каких мер для привлечения виновных в срыве работы комиссии к установленной законом ответственности. При этом Комиссия обратила особое внимание  на человечное отношение работников Следственных изоляторов и изоляторов временного содержания в отношении арестованных в Республике Ингушетия и Чеченской Республике. Изоляторы временного содержания в Республике Ингушетия были признаны самыми плохими по всему СКФО, и причиной тому стало их размещение в подвальных помещениях, не предназначенных для подобного рода учреждений.

фото: Заседание Круглого стола

   Но при этом Комиссия признала работу представителя Прокуратуры Республики Ингушетия Ибрагима Чербижева самой лучшей во всем федеральном округе. Комиссия была удивлена высоким уровнем его профессиональной подготовки и отличным знанием предмета его работы. Сразу было видно, что он основательно подходит к исполнению своих должностных обязанностей и избегает формализма в работе, изучая абсолютно все тонкости и нюансы при осуществлении надзора за соблюдением действующего законодательства в местах принудительного содержания на территории республики.

   В части условий содержания и отношения администраций учреждений к содержащимся лицам Управление ФСИН России по КБР «заняло» второе место после МВД по Республике Дагестан. К такому выводу Комиссия пришла после проверки СИЗО-1 в г. Нальчик. Не последнюю роль в принятии такого решения, на мой взгляд, стало отмеченное на Круглом столе в г. Нальчик мнение Комиссии, об имеющих место быть фактов наличия противоправных действий, направленных на возможное возникновение конфликтных ситуаций между лицами, содержащимися в СИЗО, а так же давления на участников судебного процесса о нападении на г. Нальчик в 2005 году, путем введения ограничений для содержащихся в СИЗО лиц, с целью настроить других сокамерников против данных лиц, обострить оперативную обстановку, спровоцировать участников процесса на нарушения порядка содержания под стражей, а так же ослабление контроля за соблюдением прав человека в  СИЗО со стороны  УФСИН.

фото Михаила Менглибаева: Заседание Круглого стола

   Комиссия рекомендовала закрыть как недопустимые к функционированию ряд изоляторов временного содержания на территории Чеченской Республики, Республики Ингушетия и Ставропольского края, до их реконструкции или возведения для них новых зданий. При этом необходимо отметить работу органов прокуратуры в Республике Ингушетия и Ставропольском крае, принявших аналогичное решение до проведения Недели общественного контроля на Северном Кавказе. Прокуратуры двух указанных субъектов СКФО внесли соответствующие предписания в МВД по РИ и ГУ МВД России по Ставропольскому краю, после чего был закрыт на ремонт ИВС при ОМВД России по Сунженскому району в Ингушетии, а так же четыре ИВС на Ставрополье.

   Участники Круглого стола выражали озабоченность в связи с наличием фактов гибели содержащихся в местах принудительного содержания лиц в различных регионах округа. Не меньшую озабоченность вызвало наличие жалоб содержащихся в местах принудительного содержания лиц, их родных, а так же адвокатов на избиение и применение пыток при задержании, а так же на стадии предварительного расследования. В различных регионах округа было отмечено наличие подсудимых, рассмотрение уголовных дел, по которым они проходят фигурантами, затягивается, а подсудимые вынуждены, в нарушение норм уголовно-процессуального законодательства, длительное время находится в Следственных изоляторах. По мнению правозащитников одной из проблем вызвавших такие ситуации, является объединение нескольких на их взгляд не всегда связанных между собой уголовных дел в одно, что приводит к затягиванию судебного разбирательства по указанным делам. Такие дела были отмечены в Ингушетии (так называемое «дело 12-ти», рассмотрение которого было перенесено в Пятигорск и рассмотрено там судом), Кабардино-Балкарии (дело 52  по событиям осени 2005 года в Нальчике) и Карачаево-Черкессии (дело 19 несовершеннолетних). Участники Круглого стола отметили, что затягивается рассмотрение апелляционных жалоб на вынесенные приговоры. Редки случаи освобождение из под стражи тяжелобольных людей, изменение меры пресечения которым допускается действующим уголовно-процессуальным законодательством, изменения в которое были внесены за несколько последних лет. Общей для Северного Кавказа является проблема наличия огромного количества жалоб жителей республик, отбывающих наказание в других регионах страны и их родственников на притеснения и нарушение конституционных прав в местах лишения свободы, по национальному и религиозному признакам.

   Для всего Северного Кавказа присущи одинаковые проблемы и сложности осуществления общественного контроля в местах принудительного содержания. Как было отмечено выше, в округе имеет место быть противодействие работе общественных наблюдателей, наказание за которое до сих пор никто не понес, низкое материально-техническое обеспечение, наличие противоречий внутри комиссий.

фото: Председатель ОНК Ставропольского края Николай Борисенко

   Участники Круглого стола обсудили идею принятия в Чечне и Ингушетии республиканского закона «О содействии деятельности Общественной наблюдательной комиссии по осуществлению общественного контроля за соблюдением прав человека в местах принудительного содержания», а так же предложение Главы Республики Ингушетия о проведении ежеквартальных встреч с членами Общественной наблюдательной комиссии республики.  Обе идеи были восприняты с воодушевлением, принимавшие участие в заседании Круглого стола правозащитники выразили надежду на реализацию этого предложения и распространение подобного опыта на весь Северный Кавказ, что, безусловно, должно повысить эффективность общественного контроля в местах принудительного содержания.

   К сожалению, из Недели общественного контроля на Северном Кавказе, «выпала» Северная Осетия, на то были свои объективные причины, это было связано с болезнью председателя республиканской Общественной наблюдательной комиссии Александра Кучера, а без его присутствия организация мероприятия на территории республики была затруднена.

   Прошедший 22 июня в Пятигорске Круглый стол стал итоговым и фактически заключительным мероприятием всей Недели общественного контроля на Северном Кавказе. Еще раз хотелось бы отметить, что подобного рода мероприятия до сих пор на Северном Кавказе не проводились. Масштаб Недели общественного контроля, охваченная территория, количество людей, принявших участие в ее проведении, выявленные проблемы, выработанные идеи, проведенный сравнительный анализ состояния дел в затронутой сфере, фактически должны способствовать улучшению общей картины в местах принудительного содержания уголовно-исполнительной системы и системы органов внутренних дел на Северном Кавказе. Результаты и выводы Комиссии должны стать предметом изучения Совета при Президенте Российской Федерации по правам человека и развитию гражданского общества, Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации, Общественной палаты Российской Федерации. Нам остается только надеяться на то, что руководство МВД и ФСИН России получив замечания Комиссии, предпримет все допустимые меры для устранения выявленных нарушений и недопущения их впредь.

   Необходимо отметить, что это один из ярких примеров эффективного взаимодействия гражданского общества с органами государственной власти. Несмотря на замечания и критику представителей Комиссии и членов региональных ОНК, в целом была нормальная адекватная реакция со стороны представителей власти и руководства проверяемых учреждений. По большому счету прошедшую Неделю общественного контроля на Северном Кавказе можно назвать работой людей имеющих государственный подход, к имеющимся проблемам и поиску совместных решений по улучшению ситуации с соблюдением прав человека в местах принудительного содержания, что само по себе положительно влияет на общественно-политическую ситуацию в регионе.

фото Михаила Менглибаева: Заседание Круглого стола