Алексей Венедиктов: "Люди говорят, что у нас из станции не вылезают Ильхам и Гейдар Алиевы"

НАСТОЯЩИЙ МАТЕРИАЛ (ИНФОРМАЦИЯ) ПРОИЗВЕДЕН И РАСПРОСТРАНЕН ИНОСТРАННЫМ АГЕНТОМ ООО "МЕМО", ЛИБО КАСАЕТСЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ИНОСТРАННОГО АГЕНТА ООО "МЕМО".

По всей видимости, радиостанция "Эхо Москвы" всерьез обиделась на Азербайджан за то, что последний включил заместителя главного редактора «Эхо Москвы» Сергея Бунтмана в список лиц, чей визит в Азербайджан "крайне нежелателен". Фактически, сделав его персоной нон грата. Причиной тому стал визит Бунтмана в Нагорно-Карабахскую Республику. И, по всей видимости, не столько визит, сколько то, что Бунтман сделал интервью с президентом НКР Бако Саакяном и мэром Степанакерта Вазгеном Микаэляном.

В свою очередь, главный редактор "Эха" Алексей Венедиктов заявил, что ни один журналист российской радиостанции «Эхо Москвы» не поедет в Азербайджан до того, как это сможет сделать заместитель главного редактора Сергей Бунтман.

На вопрос, почему журналист сначала не побывал в Баку, Венедиктов ответил, что до сих пор радиостанцию обвиняли в проазербайджанской позиции. «Люди говорят, что у нас из станции не вылезают Ильхам Алиев и Гейдар Алиев, братья Гусманы. Теперь упрекают в арменизировании. До того мы давали 3 интервью с президентом Азербайджана и ни разу с Сержем Саргсяном. Я лично договаривался об интервью с ним, ездил в Ереван, но интервью сорвалось. Потом поехал Бунтман  и сделал интервью. Не важно кто, важно как».

Венедиктов сообщил также, что Бунтман впервые посетил Карабах и деревню своего деда. «Ничего предосудительного в этом не вижу. Повторюсь, чтос заданием он справился превосходно». Руководитель «Эха» подчеркнул, что и далее сотрудники «Эха Москвы» будут ездить туда, куда посылает их главный редактор, а не туда, куда решают деятели МИД иностранного государства.

 

В свете этого скандала - интервью с мэром Степанакерта Вазгеном Микаэляном:)))))

Вазген Багратович, вы стали мэром уже почти четыре года назад. Каким вы застали Степанакерт? И что удалось изменить? Потому что Степанакерт был достаточно серьезно разрушен во время войны. Каким вы приняли город? И как по-вашему, что изменилось за это время?

В послевоенные годы Степанакерт интенсивно восстанавливался. И уже с 2007 года, после избрания мэром меня, были приняты программы по разным направлениям – по благоустройству города, домов, улиц, сквериков, полуразрушенных зданий и сооружений. Одним словом, программа была утверждена, и мы уже с 2008 года начали претворять в жизнь все эти программы. Что удалось и что нет - сейчас мне действительно тяжело оценить те работы, те программы, которые мы успели выполнить. Но я думаю, что более или менее город преобразился, нам удалось именно по вот этим вопросам довести до нужной кондиции, если можно так сказать, вопросы благоустройства улиц. И я думаю, что, как и все другие города, Степанакерт развивается и впредь будет развиваться и дальше.

Вещь, которая поразила чуть ли не более всего, на первый взгляд, - это присутствие везде бесплатного Wi-Fi. И в первую очередь, в парке, где на скамейке можно войти в Интернет – это далеко не во всех европейских городах, в подавляющем большинстве этого просто нет. Это ваше решение? И важно ли это?

Это действительно хорошая акция, потому что когда было принято решение о благоустройстве и капитальном ремонте вот этого скверика, было принято предложение со стороны одной из компаний, которая предоставляет такие услуги, чтобы круглосуточно на территории вот этого пятачка, как мы его называем, эта услуга была доступна всем горожанам и всем тем, кто приезжает в Степанакерт. Очень рады.

Но, кроме этого, вообще очень развит Интернет в городе. И не только Интернет, еще и тоже, что поражает, потому что, может быть, дело в каком-то незнании того, что такое Нагорный Карабах и что такое Степанакерт, сразу при въезде в город повсюду банкоматы и повсюду бесплатно Wi-Fi. Насколько это будет развиваться? Насколько будет, может быть, в дальнейшем осовремениваться город? Что будет законсервировано, что будет осовремениваться?

Степанакерт, как и другой современный город, он, естественно, развивается усиленными, большими темпами. И мы должны обеспечить всем жителям города нормальные, комфортные условия для проживания. Это, в первую очередь, и система коммуникации и связи, и, как я подчеркнул, те условия, которые мы должны, в свою очередь, предложить для того, чтобы было комфортно для проживания. То есть благоустроенные дворы, дома. В 2012 году будет полностью завершена программа по круглосуточному водоснабжению города, чего не было в течение 80 лет последних. И есть другие программы, которые на самом деле… сейчас мы прилагаем все усилия, чтобы они были завершены до конца. Потому что именно на такие условия проживания для степанакертцев, для гостей города Степанакерта и была нацелена программа, по которой мы, я думаю, в этом направлении успешно продвигаемся.

Нагорный Карабах сам по себе находится в определенной изоляции, и добраться куда-то просто технически, физически сложно. Это занимает много времени. И кроме всего прочего, не совсем понятно: молодежь, которая вырастает в Степанакерте, здесь остается или уезжает в Ереван, или уезжает в другие страны? Есть отток людей из Степанакерта из-за, может быть, изоляции?

На данный момент я убедительно скажу, что оттока из города Степанакерта нет. Почему? Потому что Степанакерт, он интенсивно развивается. Тут для молодежи, естественно, делается все необходимое и в плане времяпровождения, и в плане трудоустройства, учебы и так далее. То есть, я думаю, уже в прошлом остались те времена, когда из провинции, так скажем, уезжали в мегаполисы, в крупные города для того, чтобы там продолжить учебу, для того, чтобы там заняться трудоустройством и так далее. То есть все это в прошлом, и сейчас оттока нет, не наблюдается. Я вам скажу обратное: из России, в частности из Москвы, из Армении, Еревана, я тому свидетель, очень много людей приезжают, возвращаются в город Степанакерт, и, в частности, очень много молодежи, которых я знаю, с кем встречаюсь и так далее. То есть они активно уже включаются в наш быт, в нашу жизнь, и довольно-таки интересные предложения с их стороны поступают, которые мы, в свою очередь, можем принимать.

Чем именно может заниматься молодой человек в Степанакерте? Какие там рабочие места, с одной стороны, какая работа, а с другой стороны, какие развлечения? Потому что это тоже важно для жизни.

Насчет работы действительно очень либеральная политика по отношению к малому и среднему бизнесу. Любое предложение для возобновления или для открытия частного бизнеса рассматривается одновременно. Тут действует у нас система «одного окна», как мы ее называем. И никаких таких бюрократических преград в этом плане нет. То есть есть такая хорошая возможность для открытия своего дела, так скажем. В культурном плане город сам по себе - если можно так сказать, спортивный город. Здесь очень много молодежи занимается спортом. Сейчас в программе строительство культурно-оздоровительного центра, культурно-спортивного центра, манеж на 3 тысячи человек и так далее. Есть программа капитального строительства драмтеатра, есть программа строительства нового музея, есть программа строительства музыкальной школы новой и так далее. То есть, одним словом, все это направлено на создание условий такого проживания молодежи в Степанакерте. И я думаю, что на самом деле все эти предпосылки, они являются стимулом для того, чтобы молодежь оставалась в Степанакерте, и для того, чтобы те, кто когда-то выехал, в свое время, они приняли бы решение для возвращения сюда, в Степанакерт.

Хотел бы задать вопрос: какой вообще возрастной состав жителей Степанакерта? Сколько молодых, сколько среднего возраста, пожилых, много ли детей? Рождаемость как? Увеличивается ли население Степанакерта, на сколько и сколько сейчас составляет?

Степанакерт сам по себе молодой город, в процентном отношении более 30 процентов составляет молодежь, старшее поколение – больше 20, очень много детей. Хорошая такая социальная политика государства по отношению к детям, к новорожденным, по выплате пособий новорожденным, для первого ребенка, для второго ребенка, для третьего и так далее. То есть после шестого ребенка – это уже предоставление такого индивидуального частного домика для семьи. То есть это все меры для того, чтобы и рождаемость повысилась. И в последние годы, если вы были в курсе так называемой «большой свадьбы» в Карабахе, которая состоялась, тут наблюдается бум, можно сказать, рождаемости. Как говорили наши друзья, таким образом, демографическая политика в Степанакерте, можно сказать, решается успешно.

Может быть, немножко в сторону уйдем. Есть ли вообще политика в Степанакерте? Насколько я видел, в 2007 году вы были единственным кандидатом на пост мэра города. Ну, не очень похоже на политическую конкуренцию. Еще про политику. Степанакерт на всех старых фотографиях, еще до войны: представлялась всегда вот главная площадь как место для митингов. Есть ли митинги? Есть ли какая-то политическая жизнь - непосредственно оппозиция, правящая оппозиция, власть, митинги, протесты? Как это происходит?

В городе, естественно, есть свой оттенок политический. Поэтому говорить о какой-то оппозиции как таковой мне не приходится. Почему? Потому что я выбирался не единолично, были два кандидата. Бывают очень часто предложения не в плане организаций митингов против власти, так скажем, нет такого, а очень много предложений, которые несут в себе акции. В последний год было предложение со стороны молодежной организации к 24 апреля – годовщине геноцида. То есть сама по себе жизнь в Степанакерте нормальная, спокойная. И я бы сказал, что она очень демократичная, жизнь, и атмосфера в самом городе Степанакерте. То есть никаких со стороны властей городских вопросов, которые могли бы принять к рассмотрению или нерассмотрению каких-то предложений со стороны каких-то организаций и так далее, то есть они сами по себе исключаются, потому что их нет. И если и бывают, мы, конечно же, нормально их рассматриваем и даем развитие данному вопросу.

А как планируется бюджет города? Какие источники доходов и другое - насколько прозрачны ваши расходы, насколько Степанакерт знает о том, куда тратятся деньги бюджетные?

Бюджет формируется из тех поступлений, которые обусловлены, которые приняты законом. То есть есть две основные статьи поступления бюджета – это налог с имущества и налог с земли, так скажем. И все другие отчисления, которые, в принципе, дополняют поступления в бюджет города. И есть еще бюджет, другая часть, которую составляют субсидии государства, которые предоставляются городу. Сейчас, на данный момент, бюджет города составляет не больше 4 миллионов долларов. И утверждается бюджет Советом старейшин города, который избирается вместе с мэром города. И, естественно, статьи расхода утверждаются или принимаются тем же Советом старейшин города. Одним словом, прозрачность есть, она обеспечена, и тому свидетельство – вот те последние годы, которые, в частности, в мое время, будучи мэром, никаких вопросов, в принципе, не возникало по поводу нецелевого расходования бюджета. Почему? Потому что Совет старейшин активно работает, и все вопросы принимаются с большими обсуждениями и с большими внутренними такими, если можно так сказать, анализами, которые они сами проводят. Даже порой иногда бывает трудно представить для рассмотрения на Совет старейшин вопрос о, скажем, срубе какого-то дерева, которое находится на территории города Степанакерта. Это большая проблема. То есть надо обосновать, надо какие-то факты выкладывать и так далее. И программу надо представить, сколько посадок, скажем, надо произвести взамен вот этого дерева и так далее. И поэтому у нас Совет старейшин активно включен с первых же дней и работает с администрацией.

Насколько велики внебюджетные вливания? Есть ли иностранные инвестиции? Помогает ли диаспора, помогают ли карабахцы, степанакертцы, которые живут в Армении, которые живут в других странах?

Субсидии государства составляют где-то 55 процентов от нашего бюджета. И что касается вопроса об инвестициях от частных лиц, от степанакертцев, от наших сограждан, конечно, они есть. И если вы заметили, сам по себе город небольшой, но идет интенсивное строительство в городе. Строятся дома, жилые кварталы, строятся другие объекты бытового значения или же частные какие-то компании. То есть, одним словом, инвестиции есть, и в этом плане я скажу, что опять-таки либеральная политика очень. То есть никаких издержек, никаких вопросов предоставления земли под строительство земельным инвесторам, и все эти вопросы создают благоприятную почву для инвестиций. У нас очень много строят, и, мне кажется, такая тенденция будет и впредь продолжаться, потому что привлекателен сам город для инвесторов – такая обстановка и такая благоприятная ситуация у нас.

Вы уже говорили про налоги. Какая средняя зарплата в Степанакерте? И много ли богатых, много ли бедных?

Я скажу о минимальной зарплате. Она составляет 35 тысяч драм – это примерно 100 долларов. Это минимальная зарплата. Средняя зарплата – это 85 – 90 тысяч драм, это примерно 200 долларов. Бедности как таковой нет, но, конечно, есть слои, которые более или менее успешны в бизнесе, и есть люди, которые на самом деле работают и живут на ту же, скажем, минимальную зарплату. Такого резкого разграничения между богатыми и бедными в городе не наблюдается. Почему? Потому что еще с советских времен, так скажем, жить была умеренной, и почти равная была социальная ситуация. И я не думаю, что за последние несколько лет, в послевоенный период, когда город только возрождается, только строится, некоторые различия между некоторыми слоями жителей города Степанакерта появились. Может быть, как и во всех любых городах, они есть, но не слишком выражены.

Есть ли в Степанакерте производства? Осталось ли что-то после войны? И если осталось, то что? Или, может быть, новое какое-то производство, новые заводы, комбинаты?

То, что осталось, в данный момент перепрофилируется под другие производства. Почему? Потому что если брать опять же времена Советского Союза, когда одна деталь производилась в Степанакерте, другая – в Хабаровске, и все это собиралось где-то в Иркутске или в Чите, сейчас такого, конечно, нет. И те заводы, которые были, они сейчас перепрофилируются и перестраиваются под те нужды, которые сейчас нужны бизнесу, в первую очередь. Например, был завод конденсаторов, когда производили конденсаторы и отправляли куда-то вглубь страны, Советского Союза. Сейчас этот завод перепрофилируется и выпускается металлочерепица. Очень успешное производство, и работают нормально. Ну, остались и сейчас успешно действуют заводы, цеха по переработке камня, гранита, и другие заводы тоже есть. Действуют на сегодняшний день успешно и обувная фабрика города Степанакерта. Завод по производству электротехнических изделий переоборудуется. Выпускается много, начиная от питьевой воды и кончая другими бытовыми изделиями. И строятся новые цеха, новые производства вводятся в строй, и старые перепрофилируются под новый лад.

В Степанакерте скоро должны построить аэропорт. Что это будет за аэропорт? Когда его построят? Его вроде обещали открыть к 9 Мая, но почему-то этого не произошло. Почему, кстати?

Честно говоря, аэропорт города Степанакерта – это не новость. Почему? Потому что этот аэропорт действовал еще в 80-е годы. Он переоборудуется, и после завершения строительных работ будет функционировать так, как раньше функционировал. То есть будет выполнять внутренние рейсы, так скажем, Степанакерт – Ереван. И ни в разрез ни с какими нормами это не идет, потому что, во-первых, востребована вот эта необходимость возобновления функционирования аэропорта, если правильно будет акцентировать, и второе – это создает условия и для жителей города Степанакерта, для жителей Арцаха и для гостей наших городов и сел для передвижения. Не более и не менее. И я думаю, еще раз подчеркиваю, это востребовано временем.

Я правильно понимаю, что это будет полноценный аэропорт, который сможет принимать современные пассажирские лайнеры? Или это как-то будет по-другому? На какие самолеты рассчитан, сколько сможет принимать?

 Самолеты будут среднего класса, винтокрылые. Ну, примерно 30 – 50 посадочных мест. Аэропорт будет соответствовать всем международным нормам и всем нормам безопасности, которые предъявляются как к большим мегаполисам, большим аэропортам, так и к нашему аэропорту. Никаких исключений. То есть будут приняты все меры для того, чтобы аэропорт функционировал, и все вопросы в плане безопасности выполнения полетов, обслуживания вылетов, прилетов и так далее, все эти нормы будут приняты, и они будут функционировать. По-другому нельзя.

Кому принадлежит аэропорт, и какая авиакомпания обслуживает и парк, кто покупает самолеты? И какие самолеты – иностранного производства? И кто поставляет эти аппараты?

При правительстве имеется Управление гражданской авиации, аэропорт принадлежит, если так, в плане подчинения, гражданской авиации города Степанакерта, так можно определить. Какая компании будет обслуживать – это уже второй вопрос, который сейчас… на данный момент, Управление гражданской авиации, наверное, ведет переговоры с потенциальными перевозчиками, которые будут в дальнейшем выполнять эту работу. Я не знаю о классе самолетов, какие будут, но, я думаю, не будут очень такие… Как я подчеркнул, это среднего класса, предназначенные для таких типов аэропортов. После завершения строительства вот эти вопросы, конечно же, будут решены, и насчет тех будущих авиаперевозчиков, которые будут выполнять вот эти рейсы.