Ислам поднимет голову, если оппозиция не изменится: Рауф Миркадыров в Ереване
НАСТОЯЩИЙ МАТЕРИАЛ (ИНФОРМАЦИЯ) ПРОИЗВЕДЕН И РАСПРОСТРАНЕН ИНОСТРАННЫМ АГЕНТОМ ООО "МЕМО", ЛИБО КАСАЕТСЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ИНОСТРАННОГО АГЕНТА ООО "МЕМО".
Рауфа я знаю лично, несколько раз встречался с ним и в Тбилиси, и в Ереване. Знаком с его работами в "Зеркале". Много беседовали. Очень интересный, адекватный, умный человек. И главное - честный! К сожалению, из-за болезни на этот раз не удалось а ним встретиться... Жаль... привожу часть его выступления в Ереване, взятое из epress.am. По-моему, оно весьма интересно и поучительно в контексте объективной оценки внутриполитической ситуации - без оглядки на то, что представлялась она в "стане врага". Почему? Да потому, что мы тут зачастую обсуждаем дела внутри наших стран, но как только в беседу включаются представители "вражьего стана", стороны начинают проявлять ложный патриотизм. Вместо того, чтобы попробовать объективно оценить происходящее в домах и попробовать найти решения. Почему-то забывается или просто игнорируется совершенно очевидный факт - хотим мы того или нет, но все "домашнее" у нас очень тесно связано с "домашними" делами соседей.
Итак, Рауф:
Несмотря на парламентские выборы, 2010 год в Азербайджане был скучным и скудным на события. Об этом 17 мая на международной конференции КАВКАЗ-2010 в Ереване рассказал политобозреватель бакинской газеты «Зеркало» Рауф Миркадыров.
По его словам прошедшие выборы были самыми скучными в регионе, так как «в отличие от Грузии и Армении, оппозиция в Азербайджане уничтожена».
«Есть партии, оппозиционные деятели, они упоминаются в паре газет. На ТВ их не пускают. В отличие от предыдущих выборов оппозиция даже не пыталась дестабилизировать ситуацию. Подавала заявки на митинги, власти не разрешали, оппозиция соглашалась.
Власть перестала лицемерничать. Раньше 4-5 оппозиционеров, либерал-демократов попадали в парламент, выступали, как-то представляли протестный электорат. Сейчас там сидят представители партии меньшинства, которые поддерживают власть. Их у нас называют карманной оппозицией.
Власть в Азербайджане очень сильна и монополизировала все сферы жизни. Что-то прогнозировать в этой ситуации невозможно. Когда и как эта система даст сбой никто не знает.
Но с начала текущего года в следствие арабо-мусульманских выступлений в нескольких странах в Азербайджане активизировался исламский фактор.
Оппозиция недавно попыталась провести несанкцинированный митинг в центре Баку, но их жестоко разгонали. До сих пор под арестом 25 человек. Среди них люди из руководства оппозиционных партий, много молодых активистов, блогеры, выпускники престижных мировых вузов. Их обвиняют в наркоторговле, дезертирстве, дают предусмотренные этими статьями максимальные сроки. У нас шутят, что аресты выпускников Гарварда входят в программу правительства по увеличению грамотности в местах лишения свободы, изучению там языков.
Если оппозицию можно лишить инструментов информационного поля, и они уйдут сидеть в своих кабинетах, давать интервью, чем оппозиционеры и занимаются, то с религией сложнее. Мечети распространены по всему Азербайджану. Власти не могут разрушить эту структуру. В каждом селе есть мечеть или мечети, есть пятничный намаз, на который собираются большинство жителей, есть организация. Так, за последние 15-16 лет протестный электорат все больше обращал внимание на ислам как форму борьбы с властью.
Другого выбора сейчас нет. Именно эта оппозиция смогла провести 2 несанкционированных митинга. Их лидера сейчас держат в тюрьме, обвиняют в организации массовых антиправительственных митингов. 3-5 тыс человек при нынешних условиях в Азербайджане серьезно. Там, в отличие от Армении и Грузии, власти не позволяют проводить массовые собрания.
В этом месяце они выступали против запрета на ношение хиджаба в учебных заведениях. На этот раз они дали бой полиции, они не разошлись, дрались, не просто защищались, а давали отпор, пытались в течение двух часов отстоять какой-то плацдарм.
Но я бы не сказал, что сегодня политический ислам представляет в стране реальную силу. Это процесс становления. Если в ближайшие годы светская оппозиция, правая, левая, не вернется в политику, политический ислам станет единственной оппозиционной силой. Тогда многое изменится и осложнится. Например, в карабахском вопросе даже умеренный ислам, выступающий за евроинтеграцию, выступает с крайне радикальных позиций: если в Армении нет азербайджанцев, то в Азербайджане не будет армян, либо азербайджанцы вернутся в Армению и создадут аналог Карабаха. Это нереально. Никто серьезно не воспринимает подобный подход, но это риторика, которая может стать господствующей".