STRATFOR: Уровень военной мощи Азербайджана недостаточен для войны с Арменией
НАСТОЯЩИЙ МАТЕРИАЛ (ИНФОРМАЦИЯ) ПРОИЗВЕДЕН И РАСПРОСТРАНЕН ИНОСТРАННЫМ АГЕНТОМ ООО "МЕМО", ЛИБО КАСАЕТСЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ИНОСТРАННОГО АГЕНТА ООО "МЕМО".
ARMENIA Today представила перевод статьи американской аналитической компании STRATFOR о развитии ситуации вокруг открытия аэропорта в Нагорно-Карабахской республике.
Напряженная ситуация между Арменией и Азербайджаном по поводу Карабахского аэропорта
Министры иностранных дел Армении, Азербайджана, и России встретились в Москве 22 апреля для обсуждения ряда вопросов, главным образом вопрос Нагорного Карабаха.
Встреча состоялась на фоне высокого напряжения между сторонами. Президент Армении Серж Саргсян заявил 30 марта, что станет пассажиром первого рейса из Еревана в Степанакертский аэропорт, который вновь откроется 9 мая, а Азербайджан пригрозил сбить любой самолет, который совершит рейс в Нагорный Карабах.
Заявление Азербайджана о том, что он оставляет за собой право сбивать любые самолеты, которые незаконно пересекут его воздушное пространство, подразумевало то, что если Саргсян последует своему плану, то будет убит, и это стало бы началом войны. Это и привело к слухам о грядущей войне между Арменией и Азербайджаном после открытия аэропорта.
Однако, эта ситуация вызвала беспокойство и осуждение со стороны различных игроков региона, таких как Россия, Турция и США, а Азербайджан вскоре после этого попытался разрядить напряженную обстановку. Первого апреля, представитель азербайджанского МИД заявил, что Азербайджан не предпримет действий против гражданских самолетов, добавив, что Баку никогда не применяло силу против гражданских рейсов и никогда не намерен этого делать. Однако, министерство вновь подчеркнуло, что рейсы над «оккупированными территориями Азербайджана являются незаконными и опасными», без дальнейшего уточнения.
Дипломатические и военные действия
После заявления азербайджанского МИД наблюдалась значительная активность. В частности состоялись встречи между Азербайджаном и Турцией, Арменией и Россией, относящиеся к сфере безопасности. Первого апреля министр обороны Армении Сейран Оганян встретился с главкомом российских сухопутных войск генерал-полковником Александром Постниковым для обсуждения вопросов военного сотрудничества. Затем, 7 апреля, министр обороны Азербайджана Сафар Абиев посетил Анкару, чтобы встретиться с министром национальной обороны Турции Веджди Генулем. Эти встречи являются показателем растущих связей с одной стороны между Азербайджаном и Турцией, которые подписали договор о стратегическом партнерстве в декабре 2010 года, с другой стороны между Арменией и Россией, которые укрепили свой военный союз, продлив срок пребывания российской военный базы в Гюмри до 49 лет.
По всей видимости, Армения и Азербайджан усиливают союзнические связи со своими региональными покровителями, возможно, в ожидании кризиса, в котором у них возникнет необходимость в поддержке своих партнеров.
Армения и Азербайджан также провели несколько военных учений в Нагорном Карабахе и вокруг него. Первого апреля, армянские войска провели учения в районе Агдама в Нагорном Карабахе, а 14 апреля несколько истребителей и военных вертолетов азербайджанских военно-воздушных сил провели военные учения вблизи линии соприкосновения. 14 апреля Армения начала проводить артиллерийские учения в районе Агдама сразу после полетов азербайджанских боевых самолетов вдоль линии соприкосновения. Данные встречи и учение свидетельствуют о том, что Армения и Азербайджан очерчивают линию фронта, и обе страны пытаются заручиться поддержкой России и Турции соответственно.
Тем не менее, вышеописанные действия вряд ли являются признаками полномасштабной войны в ближайшем будущем. Как Армения, так и Азербайджан, часто проводят военные учения, и хотя встречи достигли высоких уровней за последние недели, их делегации регулярно встречаются в нормальных условиях. Важно, что фундаментальные ограничения, которые до сих пор сдерживали войну, все еще имеют место быть. Военная мощь Азербайджана все еще не на том уровне, чтобы позволить ему начать военные действия против Армении. В частности, Баку понимает, что подобные действия скорее всего приведут к тому, что Россия встанет на защиту Армении. Более того, международное сообщество, включая США, не одобрят этого. Кратко говоря, агрессивные шаги Баку таят в себе больше рисков, чем выгоды для него.
Развития, за которыми следует наблюдать
С приближением девятого мая, несколько важных развитий покажут, что случится когда Степанакертский аэропорт вновь откроется, если, конечно, это произойдет. Во-первых, Россия заняла молчаливую позицию с момента заявления Сержа Саргсяна. Такая позиция может являться частью усилий Москвы в плане оказания давления на Баку, а также попыткой Москвы отвлечь Баку от самостоятельных действий, которые могут навредить российским интересам.
Россия является самым влиятельным внешним игроком на Кавказе, и следовательно любое заявление с ее стороны в связи с открытием аэропорта крайне важны. Наиболее вероятно, что Россия ведет закулисную работу как с Арменией, так и с Азербайджаном, так как именно это у Москвы получается лучше всего.
Во-вторых, важно ожидать официальных заявлений или действий от США. С 27 по 28 апреля в Баку запланирована конференция по военному сотрудничеству между Азербайджаном и США. Это мероприятие будет иметь ключевое значение с учетом недавней отмены военных учений между Азербайджаном и Соединенными Штатами. Отмена этих учений продемонстрировала недовольство Баку позицией Вашингтона в переговорном процессе по карабахскому урегулированию, в вопросе увеличения противостояния Баку с Арменией и других вопросов. Отношения между Азербайджаном и США шаткие. Вашингтон манипулирует некоторыми вопросами и пытается опираться на Турцию для контроля противостояния на Кавказе.
В дополнение к этому, любое определение статуса карабахского аэропорта со стороны Международной организации по гражданской авиации (ICAO) может повлиять на сроки первого рейса, если, конечно, этот рейс вообще состоится. Наконец, любые атаки на инфраструктуру аэропорта Нагорного Карабаха во время первого рейса, будь то прямо со стороны Азербайджана или посредством внешней или уполномоченной групп, может привести к отмене открытия аэропорта.
В ближайшие недели уровень активности на Кавказе повысится. Дипломатические и военные развития по поводу спорного открытия аэропорта могут иметь важные последствия для будущего решения Нагорно-Карабахского конфликта.
К последнему абзацу хочу добавить информацию от бакинского коллеги Gorguda: Газета "Ени Мусават" опубликовала материал, согласно которому, войска Азербайджана приведены в боевую готовность номер один. По данным издания, все силы собраны в кулак.
Правда, сам он не вполне всерьез относится к этому сообщению, но все же...