Армения против любого статуса Азербайджана в ОДКБ

НАСТОЯЩИЙ МАТЕРИАЛ (ИНФОРМАЦИЯ) ПРОИЗВЕДЕН И РАСПРОСТРАНЕН ИНОСТРАННЫМ АГЕНТОМ ООО "МЕМО", ЛИБО КАСАЕТСЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ИНОСТРАННОГО АГЕНТА ООО "МЕМО".

Без согласия Еревана любое мнение или позиция останутся всего лишь таковыми, сказала пресс-секретарь МИД Армении Анна Нагдалян в ответ на заявление вице-премьера России Юрия Борисова. А заявление Борисова, сделанное в Ереване в ответ на вопрос корреспондента Общественного телевидения, касалось любого возможного статуса Азербайджана в ОДКБ. Борисов сказал, что Россия за участие ОДКБ не только для Азербайджана, но и для всех постсоветских стран.

Юрий Борисов. Фото ru.wikipedia.org

Борисов, конечно, одновременно сказал, что эти вопросы решаются по уставу. Однако согласно уставу, эти вопросы могут быть решены путем консенсуса. То есть, если Армения против этого, то Азербайджан или любая другая страна не сможет иметь никакого статуса в ОДКБ. А Армения, конечно, против этого, учитывая очень простые обстоятельства, которые, вероятно, не нужно напоминать или интерпретировать. Так вопрос закрыт или нет?

Дело в том, что заявление вице-премьера России у многих оставило двойственное впечатление. С одной стороны, он, похоже, напоминает, что, независимо от пожеланий России, решение зависит от всех членов, включая, конечно, Армению. Однако, с другой стороны, у многих складывается впечатление, что Россия намекает Армении на свое желание, надеясь, что Ереван не будет этому препятствовать. Теоретически, конечно, это можно рассматривать, но на практике чрезвычайно трудно представить, что какое-либо правительство Армении может согласиться предоставить Баку какой-либо статус ОДКБ, независимо от того, насколько велико желание России.

Между тем, очевидно, что даже в дискуссиях, так сказать, предложения должны иметь адекватную цену. Например, Армения не может согласиться на членство Азербайджана, если ценой за это будет долгосрочная дешевая газовая сделка. Потому что цена на газ для Армении, конечно, важная экономическая проблема со многими другими последствиями, но как таковая она не находится на одном уровне. А вот, например, предоставление ядерного оружия Армении может быть адекватным.

Конечно, кажется, что даже говорить об этом несерьезно, однако все познается в сравнении. Дело в том, что согласие Армении, даже если такое можно было бы предположить, должно иметь равнозначный ответ и, возможно, дороже стоить.

Потому что Армения, конечно, может быть открыта для обсуждения, но со своими четкими и однозначными условиями и красной чертой. В частности, Армения может предоставить Азербайджану некоторый статус, если Баку на международном уровне до этого возьмет на себя обязательство в любом случае исключить любое применение силы против Армении и Арцаха. Более того, при условии, что обратное автоматически приведет к аннулированию статуса Азербайджана.

Сомнений нет, что Баку не согласится на такое условие. Так что вопрос действительно закрыт. Тем более что, пока большой вопрос, насколько реально возникновение подобного намерения у России и Азербайджана. Поэтому на данном этапе Армении не имеет смысла что-либо говорить, кроме однозначного "нет".