Том де Ваал об угрозе войны
НАСТОЯЩИЙ МАТЕРИАЛ (ИНФОРМАЦИЯ) ПРОИЗВЕДЕН И РАСПРОСТРАНЕН ИНОСТРАННЫМ АГЕНТОМ ООО "МЕМО", ЛИБО КАСАЕТСЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ИНОСТРАННОГО АГЕНТА ООО "МЕМО".
Известный британский эксперт по карабахской проблематике Томас де Ваал заявил 9 марта в ходе дискуссии в Ереване, что карабахский конфликт – это, по большому счету, проблема государственной сути и философии. Дискуссию организовал фонд «Сивилитас».
«Армения и Азербайджан строили свои представления вокруг карабахского конфликта. Эти страны были представлены в современном мире карабахским движением, Левоном Тер-Петросяном, 88-м годом. Это вопрос сути государства, сути государственности», - сказал эксперт, подчеркнув, что сторонам лучше говорить не о войне, а об общностях.
«Азербайджан должен признать, что армяне жили и живут в Карабахе, Армения должна признать, что в Карабахе были азербайджанцы. Публично признать, что противоположная сторона также имеет законные претензии. Это нужно сделать одновременно. Лидеры двух государств должны сделать это с межгосударственной болью», - говорит Том де Ваал.
Что касается бытующих в Армении мнений о сохранении статус-кво, эксперт заметил, что статус-кво не удовлетворяет Азербайджан. «По сути, вы уповаете на то, что Азербайджан не сделает глупостей, что ему хватит ума не возобновлять войну. Но для Азербайджана важен не только Карабах, но и территории, где армянское население не проживало, которые до войны не являлись частью Карабаха – Агдам, Физули и другие. Азербайджан не может так долго оставлять эти территории вне своего контроля. Рано или поздно, они попытаются вернуть контроль, будем надеяться, что не сделают глупостей. Линия соприкосновения достаточно защищена, но, не хочу выглядеть паникером, ОБСЕ ничего не сможет поделать, если будет применены ракеты, минометы. Будут погибать 5-10 человек в день, но ничего нельзя будет предпринимать по ту стороны границы», - говорит Том де Ваал.
Он отмечает, что кавказские народы зачастую недооценивают свою роль в конфликте. Эксперт не считает карабахский конфликт замороженным, потому что есть угроза возобновления войны.