Армянский капитал России активизируется в Армении?
НАСТОЯЩИЙ МАТЕРИАЛ (ИНФОРМАЦИЯ) ПРОИЗВЕДЕН И РАСПРОСТРАНЕН ИНОСТРАННЫМ АГЕНТОМ ООО "МЕМО", ЛИБО КАСАЕТСЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ИНОСТРАННОГО АГЕНТА ООО "МЕМО".
Премьер-министр Армении Никол Пашинян встретился на днях с руководителем группы компаний "Ташир" Самвелом Карапетяном. Они прогулялись по парку, побеседовали в кафе. Во всяком случае, распространенные в наших СМИ фотографии говорят о том, что беседа проходила в конструктивном русле.
Фото газеты "Жаманак"
Эта встреча в нескольких аспектах знаковая и, как минимум, в символическом смысле, может объявить о завершении постреволюционного адаптационного этапа.
Дело в том, что весной прошлого года процесс перемен в Армении, по большому счету, инициировали движение Никола Пашиняна - в надежде на сильную поддержку общества, и, так называемая армянская олигархия России, которая сделала ставку на бывшего премьер-министра Карена Карапетяна и пыталась добиться его премьерства или по крайней мере, увеличить свою роль и вес в прежней системе Армении. В вопросе генерации второго процесса большую роль сыграл президент "Ташир Групп" Самвел Карапетян, который, по сути, был политико-экономическим спонсором Карена Карапетяна, объединяющий армянский капитал России Клубом инвестиций. Вплоть до отставки Сержа Саргсяна, эти две группы были естественными союзниками, даже если между ними не было никакой договоренности.
После 23 апреля, когда Саргсян подал в отставку, ситуация сразу изменилась, и вчерашние потенциальные "союзники" стали конкурентами, вернее, с одной стороны, было общество в лице Никола Пашиняна, с другой - желание некоторых московских кругов, которое предполагало сохранение в Армении тотального российского влияния путем "абхазизации" Армении. Мощное общенародное движение и цейтнот Москвы заставили последних отступить, что, однако, привело к уходу Карена Карапетяна и поддерживающих его "инвесторов" из политической, экономической жизни Армении.
Революция породила новые реалии, а также почти неизбежный институциональный кризис в армяно-российских отношениях, что предполагало, что российский капитал "замораживает" свое присутствие в экономической жизни Армении. С одной стороны, возникший в армяно-российских отношениях кризис не может позволить, чтобы российский капитал, хоть и армянского происхождения, осуществлял значительные инвестиции в Армении, с другой - армянский капитал России традиционно связан со старой системой Армении и, следовательно, не может считать себя "своим" в постреволюционной среде.
В этом контексте встреча Никола Пашиняна и Самвела Карапетяна знакова и может свидетельствовать о том, что в армяно-российских отношениях "лед" ломается. В любом случае, Самвел Карапетян является активным игроком в экономической жизни Армении, с другой стороны, армянский капитал России может сыграть важную роль в процессе провозглашенной экономической революции.
С другой стороны, вполне возможно, что Пашинян пытается, так сказать, сбалансировать свою политику в вопросе диаспоры - как я уже писал, Пашинян назначил верховным комиссаром по делам диаспоры бывшего мэра Глендейла Заре Синаняна. Это не только внутриармянская проблема, но и четко выраженный внешнеполитический контекст. Это одно из исключительно успешных кадровых назначений Пашиняна. С другой стороны, Синанян - американский подданный, что может вызвать некоторые вопросы в Москве, и в этом контексте становятся важными конструктивные и заинтересованные отношения Пашиняна с армянским капиталом России.