Блестяще сданный экзамен Еревана

НАСТОЯЩИЙ МАТЕРИАЛ (ИНФОРМАЦИЯ) ПРОИЗВЕДЕН И РАСПРОСТРАНЕН ИНОСТРАННЫМ АГЕНТОМ ООО "МЕМО", ЛИБО КАСАЕТСЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ИНОСТРАННОГО АГЕНТА ООО "МЕМО".

"Отрадно, что в вопросе генсека ОДКБ было достигнуто соглашение о ротационной должности представителя Беларуси с 2020 года", - заявил премьер-министр Армении Никол Пашинян, принимая в Ереване представителя Беларуси генерала Станислава Заса. 

Фото Primeminister.am

Кандидатуру Станислава Заса Беларусь хотела выдвинуть вместо Хачатурова, когда в результате известных событий он был отозван, и квота Армении осталась вакантной. Беларусь и Казахстан хотели взять эту квоту раньше времени. Чего хотела Россия, так и не определилось, поскольку Москва, похоже, вела двойную игру. Ереван настаивал, что квота должна остаться. Квота осталась, но назначить нового представителя по этой квоте не дали. Ереван же не позволил назначить представителя другой страны, хотя в конце прошлого года Беларусь и Казахстан официально заявили, что Зас якобы является утвержденным кандидатом. Однако эта уловка не прошла - Никол Пашинян был единственным руководителем ОДКБ, который не принял Заса в то время. И сейчас Пашинян выражает радость в связи с развязкой. 

Что же радует Армению в том, что квота сохранилась? По всей видимости то, что решается вопрос регламентации квоты, когда в случае отзыва остальные члены обязаны принять другого кандидата от той же страны. Речь ведь шла о том, что здесь есть проблема, и в ОДКБ этот вопрос не регламентирован. Однако очевидно, что проблема не столько в регламенте, сколько в политических реалиях, когда молодая власть Армении, по большому счету, осталась одна против так называемых "монстров" ОДКБ. 

С этой точки зрения Ереван почти блестяще сдал экзамен, не поддаваясь психологическому и политическому давлению. С другой стороны, очевидно, что проблемы более широкие, и власти Армении ставят вопрос именно в этом контексте, заявляя, что ожидания Армении от ОДКБ - это способствование безопасности и региональному балансу Армении, тем самым способствуя миру. Тогда как ОДКБ, как минимум, действовала по совершенно иной логике. Вот главный вопрос, из которого вытекает проблема конкретной ситуации.

На чем основана радость Еревана соглашению и урегулированию деятельности генерального секретаря ОДКБ? Вряд ли дело только в сохранении квоты, поскольку тут радость может быть "пирровой", поскольку Беларусь, Казахстан, несомненно, постараются "отомстить" за эту победу Армении. Москва же, естественно, сделает то же самое, просто вновь в свойственной себе двойной игре в ОДКБ.

Другое дело, если речь идет о таком урегулировании, в котором Ереван выдвинул важные вопросы и условия на будущее, взамен чего  и согласился поддержать кандидатуру Заса, учитывая, что Зас получил военное образование в Баку, что он считается "локомотивом" азербайджанских связей в военно-политических кругах Беларуси.

Конечно, очевидно, что не Засу определять политическое поведение ОДКБ, его военно-политический характер и логику, но для утверждения подобного кандидата Ереван должен будет потребовать от ОДКБ достаточно дорогую цену.