ОДКБ: победа для Армении или поражение?

НАСТОЯЩИЙ МАТЕРИАЛ (ИНФОРМАЦИЯ) ПРОИЗВЕДЕН И РАСПРОСТРАНЕН ИНОСТРАННЫМ АГЕНТОМ ООО "МЕМО", ЛИБО КАСАЕТСЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ИНОСТРАННОГО АГЕНТА ООО "МЕМО".

Итак, на пост генсека ОДКБ выдвинута кандидатура представителя Белоруссии Станислава Заса, который в случае утверждения вступит в должность с 1 января 2020 года. Таким образом, разрешится вопрос генсека ОДКБ, который был открыт после бархатной революции в Армении, когда против назначенного на этот пост по квоте Армении Юрия Хачатурова было возбуждено уголовное дело в связи с событиями 1 марта, и Армения отозвала своего представителя. После этого пост генсека ОДКБ остался вакантным, и возник уже известный всем процесс, который был противостоянием между Арменией и другими членами ОДКБ - как минимум, тремя ведущими членами ОДКБ - Беларусью, Россией и Казахстаном. 

Фото mamul.am

Вместе с тем, премьер Пашинян несколько раз заявлял, что для Армении вопрос вовсе не в квоте генсека ОДКБ, а в том, какая система взаимоотношений будет действовать в формальном военно-политическом блоке, который в неформальном смысле абсолютно не является таковым, во всяком случае, в плане позиций его членов по отношению к Армении. Более того, именно в этот период Беларусь продала Азербайджану ракеты дальнего радиуса действия "Полонез". 

Таким образом, вопрос генсека ОДКБ, кажется, разрешается, однако остается вопрос: разрешается ли вопрос военно-политической порядочности ОДКБ?

У нас много спорят - это была победа для Армении или поражение. С одной стороны, это была победа, поскольку Ереван не позволил, чтобы Астана и Минск раньше времени назначили Заса, с другой стороны, не был назначен и новый представитель Армении, и, фактически, выиграла Москва, поскольку полномочия по исполнению обязанностей были возложены на заместителя генерального секретаря Семерикова. Однако, кто вообще, что на практике выигрывает в таком случае по большому счету? 

Например, какая принципиальная выгода была для Армении, когда Хачатуров был на этой должности? Никакой разницы по сравнению с периодом, когда на этой должности был Бордюжа, нет. Поскольку проблема, несомненно, более глубинная, и политика ОДКБ является итогом политики государств-членов, а не функциональной работы генерального секретаря ОДКБ. Соответственно, одержала победу Армения или нет, можно сказать только в виде политического поведения ОДКБ, в тех случаях, когда союзнический военно-политический блок Армении должен оказать свое политическое содействие в важных для Армении вопросах безопасности. С этой точки зрения у Армении пока нет ни победы, ни поражений. Это длительный процесс, который Армения озвучила после бархатной революции, в котором, однако, пока очевидно лишь сопротивление других членов ОДКБ - не в вопросе Генерального секретаря, а в вопросе политического курса. 

Для нас очень важно сохранить позиции и принципиальные подходы. В то же время, проблема ОДКБ в этом смысле приобретает ключевой смысл в контексте внутриполитических развитий в Армении в последние дни, более широкую анатомию которых представил премьер-министр Пашинян в своем выступлении, намекая также на риски "заговорщической войны" или, как минимум, на те стремления,которые, по его мнению, могут иметь определенные круги прежней власти.