Внешняя политика: в ожидании четкой концепции

НАСТОЯЩИЙ МАТЕРИАЛ (ИНФОРМАЦИЯ) ПРОИЗВЕДЕН И РАСПРОСТРАНЕН ИНОСТРАННЫМ АГЕНТОМ ООО "МЕМО", ЛИБО КАСАЕТСЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ИНОСТРАННОГО АГЕНТА ООО "МЕМО".

Некоторые аспекты нашей внешней политики - будь то визит Ангелы Меркель или грубоватые намеки Александра Лукашенко, заставляют задумываться о ряде проблем. По сути, надо отметить, что у нас нет пока четкой внешнеполитической концепции. В лучшем случае, во время политических встреч мы становимся свидетелями лишь механизма откликов и ответных заявлений. 

Конечно, это в каком-то смысле логично, поскольку является продолжением старой системы. До смены власти в нашей системе правления существовали определенные элементы авторитаризма, и их было достаточно для того, чтобы как во внутренней, так и во внешней политике был бы конкретный адресат - президент страны. 

Именно президент, зачастую на уровне личных отношений, решал различные вопросы, сглаживал конфликты и вел переговоры. После смены власти прежняя система перестала действовать, что привело к тому, что перестали действовать институты и каналы регулировавшие разные задачи. В итоге, сегодня Армения должна пересмотреть свою концепцию внешней политики. Подчеркну - речь не идет об изменении векторов!

В настоящее время необходимо уточнить повестку дня внешних контактов, уточнить ожидания и предложения - как в отношении дружественных, так и нейтральных государств, международных организаций и силовых центров. Лишь при наличии такой концепции наш МИД не будет вынужден по разным поводам откликаться на заявления президента Беларуси или, скажем, на идею о членстве Азербайджана в ОДКБ. Внешнеполитическая концепция  должна попросту исключать возникновение подобных проблем или хотя бы их публикование.

То же относится и к визиту Ангелы Меркель. Совершенно ясно, что, при наличии четкой концепции, в контактах с Германией или Евросоюзом не возникли бы вопросы типа - почему Меркель грузинам деньги дала, а нам не дала, что дал визит канцлера Германии, и вообще - что должен был дать визит и чего можно было ожидать? И наконец, если визит был просто ознакомительным, то и это должно было быть ясным для всех. Это, конечно, не может исключать разнообразные оценки и комментарии, однако хотя бы поверхностно общественности были бы ясны цели и содержание визита. А, поскольку всего этого нет, то каждый из нас, в меру своих представлений и способностей, пытается по-своему все комментировать.

Для того, чтобы избежать подобных субъективных подходов и неминуемых искажений действительности, внешнеполитическая концепция страны должна быть открытой и ясной. Речь не о деталях. Речь о принципах, интересах и подходах.