Система образования Армении должна быть приведена в соответствие с реалиями международной безопасности
НАСТОЯЩИЙ МАТЕРИАЛ (ИНФОРМАЦИЯ) ПРОИЗВЕДЕН И РАСПРОСТРАНЕН ИНОСТРАННЫМ АГЕНТОМ ООО "МЕМО", ЛИБО КАСАЕТСЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ИНОСТРАННОГО АГЕНТА ООО "МЕМО".
Итак, президент Арцаха в интервью сказал, что не будет идти на новый срок и уйдет с окончанием переходного периода. Это очередной шаг в правильном направлении, но я уже поостерегусь написать, что кризис преодолен, как это делал уже два раза до этого. Просто отметим, что армянская государственность стала более устойчивой, и мы немного отошли от кромки хаоса - уже хорошо.
Думаю сегодня можно говорить о провале попыток конституционного мошенничества на территории обоих армянских государств. Попытки актуальной властной элиты сохранить власть через изменение конституции провалились.
Такие попытки не есть что-то сугубо армянское и политическая история полна таких примеров. Наиболее примечательный, во всяком случае для меня, это случай Аргентины. Страна в начале 20 века по уровню жизни не уступала, а может и превосходила Европу, но властная элита, пойдя по пути изменения конституции для сохранения власти, привела страну туда, где она находится сегодня. Попытки сохранить власть через манипуляцию конституцией во все эпохи и на всех континентах заканчиваются глубоким кризисом и крахом.
В нашем случае можно уверенно говорить, что они закончились бы исчезновением суверенной армянской государственности. Армянская властная элита, пользователь суверенитета, не осознала, что речь идет уже о суверенитете, а не контроле политического пространства и власти. Следствием апрельской войны 2016 года стало пробуждение армянского народа, носителя суверенитета, который в 2018 году принял суверенное, а не политическое решение.
То есть происходящее сегодня в армянских государствах это не только и не столько политика, сколько проблема суверенитета и национальной безопасности. Момент, который не осознала властная элита, продолжающая относиться к обществу и народу в рамках логики "против нас не сыграешь".
В результате имеем то, что имеем. В Республике Армении власть была буквально сметена, в Арцахе выбран более мягкий вариант, когда переходный период измеряется не днями, а месяцами. И это правильно, так как позволяет сохранить устойчивость армянской государственности в очень непростой ситуации в регионе. Мы, фактически, в эти дни сделали выбор, который уводит нас от более чем плохих сценариев будущего.
В свете всего происходящего, хочу коснутся одной актуальной темы. Темы молодежи, студенчества.
Можно констатировать, что перед армянскими студентами, намеренными выбрать карьеру общественного, государственного или политического деятелей, надо ставить не только курсы по теории войны и стратегии, но и теории систем и более узко – теории сложных адаптивных систем. Учитывая отсутствие матподготовки у большинства таких студентов, это будет довольно сложной задачей. Но они должны получить хотя бы базовые знания о том, как ведут себя социальные системы, оказавшиеся в зоне турбулентности в условиях кризисной нестабильности на кромке хаоса. Как ведет политическое пространство на кромке, как оно меняется и что влияет на поведение акторов в данной ситуации.
В частности, руководство Российско-армянского университета понимает и полностью поддерживает данное начинание. Но вот вот как-то так получается, что год за годом инициатива откладывается. Но надо ставить курсы, апробировать их, перевести на армянский и распространить по другим университетам Армении.
Армения – страна, которая практически весь 21 век будет находиться в состоянии войны. Более того, в таком состоянии будут находиться практически вся мировая политическая система. Война, а не мир является нормой 21-го века, как бы тяжело это ни было признавать, и будущие лидеры армянского народа обязаны знать, как она выглядит, – война, - не только в реальности, но и в теории.
Как следствие, система образования Армении должны быть приведена в соответствие с реалиями международной среды безопасности. Уроками патриотизма тут не отделаешься. Это крайне сложный вызов, на самом деле, откликом на который должна стать новая целостная концепция образования Армении.
Впрочем, это уже другой разговор...