Что будет с нашей судебной системой?
НАСТОЯЩИЙ МАТЕРИАЛ (ИНФОРМАЦИЯ) ПРОИЗВЕДЕН И РАСПРОСТРАНЕН ИНОСТРАННЫМ АГЕНТОМ ООО "МЕМО", ЛИБО КАСАЕТСЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ИНОСТРАННОГО АГЕНТА ООО "МЕМО".
Следуя советским и постсоветским реалиям, судебная власть в Армении потеряла независимость, подпав практически в полную зависимость от власти исполнительной, превратившись в ее инструмент. Судебная власть пала, превратилась в падшую реальность.
И вот в эти дни у нее появляется уникальный шанс совершить разворот и двинуться по долгому пути к независимости, выйдя из текущей политической борьбы, встав над политической жизнью и схваткой, которая разворачивается между исполнительной и представительной ветвями власти. И тогда впервые за много десятилетий судебная ветвь власти станет той самой третьей, которая выносит окончательный вердикт в рамках правового поля, когда выше только воля суверена – народа. Это уникальный момент, надо признать, и нерв текущего момента, на мой взгляд. Окажется ли в состоянии судейский корпус, прокуратура и все остальные «законники» встать выше личных интересов, выразить интересы судебной власти как института?
Чтобы это произошло именно судебная власть, а не премьер-министр и стоящий за ним народ, как суверен, могла бы взять на себя роль умиротворителя и принятия решений, которых ждет общество вокруг проблемы политических заключенных. Сможет ли судейский корпус осознать, что необходимо сохранить национальное согласие и принять решения, сохраняющие его, и в акте принятия такого решения самоопределиться и сделать шаг в направлении становления независимой ветвью власти? Да, сам процесс такого становления будет тяжелым и долгим, но первый шаг самый трудный.
Принимая такое решение судьи, прокуроры, следователи должны будут апеллировать не только к букве, но и духу закона, обратившись, при необходимости, к помилованию, как неотъемлемому элементу суверенного решения и правосудия. Надо просто вспомнить, что помимо закона существует и помилование, как исключение и исключительный случай в правовом поле, без которого правосудие оказывается мертвым.
Если бы судебная власть Армении сможет осуществить данный разворот армянская государственность сделает огромный шаг вперед, измеряемый десятилетиями, в полной мере использовав упорядочивающий момент и окно возможностей разворачивающейся революции, чтобы вернуть себе узурпированную исполнительной ветвью власть.
Надеюсь судебная власть Армении обладает кадрами, способными к такой рефлексии и защите корпоративных интересов, а не только личных.
P.S. Судебная власть могла бы интерпретировать ситуацию в Армении после апрельской войны как холодную гражданскую войну. В этом случае, ко всему, что происходит в эти дни, можно было бы применить не грамматику права, но логику национального согласия. Путь, по которому проходят все народы, выходящие из гражданской войны.
Исполнительная власть в лице Никола Пашиняна, уже заявила о готовности идти по этому пути, предоставив судебной власти время для самоопределения. Судебная власть должна успеть, пока не произошли непоправимые события, захлопывающие окно возможностей. В этом плане голодовка Гарегина Чугазсзяна - это запущенный часовой механизм бомбы, которая взорвет окно.