Ожидаемая встреча Саргсян-Алиев может что-то изменить?
НАСТОЯЩИЙ МАТЕРИАЛ (ИНФОРМАЦИЯ) ПРОИЗВЕДЕН И РАСПРОСТРАНЕН ИНОСТРАННЫМ АГЕНТОМ ООО "МЕМО", ЛИБО КАСАЕТСЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ИНОСТРАННОГО АГЕНТА ООО "МЕМО".
Итак, после годичного перерыва вновь заговорили об организации новой встречи президентов Армении и Азербайджана. Весь этот год посредники пытались вновь усадить Сержа Саргсяна и Ильхама Алиева за стол переговоров, но безуспешно. Условие для дальнейших встреч Серж выдвинул еще в дни Апрельской войны: "Мы будем вести переговоры, а там будут стрелять? Где вы видели такие переговоры?".
В Вене и Санкт-Петербурге было зафиксировано, что в первую очередь необходимо создать механизмы доверия - установить на границе механизмы слежения и увеличить число наблюдателей. Азербайджан же до сих пор препятствует выполнению достигнутых договоренностей и потому вопрос встречи на высшем уровне не поднимался. Теперь же он вновь встал, и есть некоторые обстоятельства подсказывают, что на этот раз предполагается конкретный процесс, который, если не будет форсмажоров, будет иметь конкретные результаты.
Так, в прошлом месяце Путин встретился с Алиевым. Согласно СМИ, встреча не была запланирована, и Путин пригласил Алиева в Сочи в последний момент. Приветствуя Алиева, Путин сказал: "Ситуация в регионе сложная, надеюсь, в ходе нашей встречи мы сможем найти решения всех сложных вопросов". Конечно же, речь шла о проблеме Карабаха, и задача в возобновлении переговоров.
После этого вопроса коснулся американский сопредседатель МГ ОБСЕ Ричард Хогланд. В беседах с армянскими и азербайджанскими СМИ он заявил, что необходимо по возможности раньше организовать встречу Саргсяна с Алиевым, подчеркнул необходимость исполнения Венских и Санкт-Петербургских соглашений. "Необходимо убрать с линии соприкосновения снайперов и установить специальные устройства", - сказал он. Аналогичное заявление сделала и пресс-секретарь МИД РФ Мария Захарова, подчеркнув важность Венских и Санкт-Петербургских договоренностей.
Если подвести итог, то получается, что позиция и США, и России заключается в том, что в повестке дня ожидаемой встречи должны быть внедрены механизмы доверия. По всей видимости, этот вопрос был решен и на сочинской встрече Путин-Алиев. И если после всей этой подготовительной работы переговоры на высшем уровне будут разморожены, то на линии соприкосновения можно ожидать серьезных положительных перемен.