Еще один анализ соотношения ВС Армения-Карабах VS Азербайджан
НАСТОЯЩИЙ МАТЕРИАЛ (ИНФОРМАЦИЯ) ПРОИЗВЕДЕН И РАСПРОСТРАНЕН ИНОСТРАННЫМ АГЕНТОМ ООО "МЕМО", ЛИБО КАСАЕТСЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ИНОСТРАННОГО АГЕНТА ООО "МЕМО".
Карабахский баланс: Способен ли Баку взять реванш?
Воинственные заявления президента Азербайджана Ильхама Алиева по поводу возможности новой карабахской войны заставляют рассмотреть баланс сил между Арменией, НКР и Азербайджаном. Он свидетельствует о том, что победить армян азербайджанцам будет крайне сложно.
После распада СССР Армения, Азербайджан и самопровозглашённая Нагорно-Карабахская Республика в основном получили каждый свою часть бывшей Советской армии, то есть взяли то, что дислоцировалось на их территориях. Лишь некоторую часть достаточно мощной авиационной группировки, дислоцированной в Азербайджане, удалось перегнать в Россию.
Карабахская война могла привести к прямой военной конфронтации между Россией и Турцией, учитывая наличие на территории Армении группировки российских войск, самой сильной за пределами РФ.
Россия, Украина, Белоруссия, Молдавия, Грузия, Армения, Азербайджан и Казахстан получили квоту вооружений по Договору об ограничении обычных вооружений в Европе (ДОВСЕ), поделив советскую квоту. Всем трём странам Закавказья было разрешено иметь одинаковое количество боевой техники: по 220 танков, 220 ББМ, 285 артсистем, 100 боевых самолётов и 50 ударных вертолётов.
В реальности Азербайджан после распада СССР получил 436 танков, 558 БМП, 389 БТР, 388 артсистем, 63 самолёта, 8 вертолётов. Армения же на начало 1993 года имела лишь 77 танков, 150 БМП, 39 БТР, 160 артсистем, 3 самолёта, 13 вертолётов. При этом, правда, ВС НКР стали «серой зоной». Карабах получил некоторую (хотя и небольшую) часть техники СА (бывший 366-й МСП), какое-то количество техники, которое учтено не было, ему передала Армения. При этом, естественно, поскольку никто независимость Карабаха не признал, контроль над его ВС тоже осуществлять было некому.
Несмотря на то, что численность ВС НКР была точно неизвестна, нет никаких сомнений, что к началу карабахской войны Азербайджан обладал очень существенным превосходством над ВС Армении и Карабаха. Тем более часть ВС Армении была задействована для охраны границы с Турцией, которая полностью поддержала Баку, и лишь наличие на территории Армении российских войск предотвратило её прямое вмешательство в конфликт.
Несмотря на превосходство, Азербайджан потерпел в этой войне тяжёлое поражение. Под армянский контроль перешла не только почти вся территория бывшей НКАО, но и прилегающие к ней районы собственно Азербайджана. Если до войны НКАО не имела границы с Арменией, то теперь эта граница (именно за счёт захваченных азербайджанских районов) появилась, причём довольно длинная. Вообще контролируемая карабахскими силами территория получилась очень компактной и удобной для обороны. За 15 лет, прошедших после прекращения активных боевых действий, граница этой территории (то есть, по сути, линия фронта) прекрасно укреплена, Карабах превратился в огромную и мощную крепость. Укреплению обороны очень способствовал горный рельеф местности (защищаться в горах гораздо проще, чем нападать).
Стороны понесли в ходе войны начала 90-х значительные потери. Армения признала потерю 52 танков Т-72, 54 БМП, 40 БТР, 6 орудий и миномётов. Потери Карабаха, естественно, были неизвестны. Азербайджан потерял 186 танков (160 Т-72 и 26 Т-55), 111 БМП, 8 БТР, 7 САУ, 47 орудий и миномётов, 5 РСЗО, 14—16 самолётов, 5—6 вертолётов. Кроме того, было списано повреждённой техники: 43 танка (в том числе 18 Т-72), 83 БМП, 31 БТР, 1 САУ, 42 орудия и миномёта, 8 РСЗО.
При этом, правда, были захвачены у армян 23 Т-72, 14 БМП, 1 САУ, 8 орудий и миномётов. С другой стороны, значительная часть потерянной Азербайджаном техники была захвачена либо в полной исправности, либо с незначительными повреждениями армянскими силами и вошла в состав ВС Армении и НКР.
После окончания войны обе страны, естественно, активно вооружались. Для Армении важнейшим источником импорта боевой техники была Россия, кое-что приобреталось в Восточной Европе. Кроме того, Армения стала единственным на сегодняшний день покупателем китайской РСЗО WM-80 (армяне закупили их 4 штуки), которую «стратегический партнёр» передрал со «Смерча».
Только за последние пять лет военные расходы Азербайджана возросли более чем в 10 раз, военный бюджет — 2008 вообще превысил 2 млрд долларов.
Азербайджан благодаря нефтяным доходам вооружался в гораздо больших масштабах, его военный бюджет в четыре раза больше, чем у Армении. Главным поставщиком вооружений для Баку стала Украина. В итоге Азербайджан оказался единственным из 30 стран — участников ДОВСЕ, который превысил свои договорные квоты, причём сразу по двум классам вооружений — танкам (на 1 января с.г. их числилось 381, то есть больше, чем, например, у Великобритании) и артиллерии (404 артсистемы). Кроме того, Баку декларирует наличие в своих ВС 181 ББМ, 75 боевых самолётов и 15 ударных вертолётов. ВВС страны растут очень быстро, ещё в 2003 году у Азербайджана было 54 самолёта. В частности, на Украине недавно было закуплено 14 МиГ-29, один из которых, правда, разбился.
Что касается Армении, то, судя по данным, которые она предоставляет по ДОВСЕ, её ВС остаются стабильными на протяжении многих лет и всё больше уступают азербайджанским. На 1 января с.г. Ереван декларировал наличие у себя 110 танков, 140 ББМ, 239 артсистем, 16 самолётов (это 15 штурмовиков Су-25 и единственный истребитель МиГ-25) и 8 вертолётов.
При этом, разумеется, никуда не делась всё та же «серая зона» Карабаха. По азербайджанским данным, ВС НКР имеют 316 танков, 324 ББМ, 322 артсистемы. Эти данные, правда, представляются неким средним потолочным, они выведены путём арифметических вычислений того, куда делось советское оружие в начале 90-х. При этом не учитываются потери в ходе войны (они просто неизвестны) и, с другой стороны, трофеи (они тоже неизвестны).
При этом удивительная стабильность армянских ВС свидетельствует о том, что как минимум часть приобретаемого Арменией оружия передаётся ВС НКР.
Если говорить о внешних силах, то главным стратегическим союзником Еревана остаётся Москва, главным союзником Баку — Анкара. При этом Азербайджан не граничит с Турцией, зато граничит с Россией. У Армении ситуация прямо противоположная — границы с Россией нет, но есть граница с Турцией. Такой вот уникальный геополитический парадокс.
На прошедшей неделе одно из информационных агентств Азербайджана сообщило о том, что Россия якобы передала Армении вооружений со своей базы в Гюмри на общую сумму 800 млн долларов. Баку выразил Москве по этому поводу официальный протест, Москва и Ереван опровергли данное сообщение.
Впрочем, отсутствие границы с Россией компенсируется наличием на территории Армении (в Гюмри) нашей 102-й военной базы, которая сегодня является крупнейшей российской военной группировкой за пределами страны. Она была создана на основе 127-й МСД ЗакВО и включает 3 мотострелковых, по 1 артиллерийскому и зенитно-ракетному полку. На вооружении — около 100 танков, около 300 БМП и БТР. В состав группировки входят также 18 истребителей МиГ-29 на 3624-й авиабазе (Эребуни) и зенитно-ракетная бригада С-300В (в самой России этих очень мощных ЗРС всего 5 бригад). То есть российские войска на территории Армении сильнее ВС этой страны. Армения не только не берёт арендную плату за базу, но фактически сама оплачивает её содержание.
Можно напомнить, что Армения является членом ОДКБ, то есть Россия, Белоруссия, Казахстан, Узбекистан, Киргизия и Таджикистан обязаны в случае войны прийти ей на помощь. Правда, нет почти никаких сомнений, что в реальности этого не случится. Москва из-за нефтегазовых проблем, не позволяющих ей всерьёз ссориться с Баку, и вообще из-за нежелания ввязываться в серьёзную войну найдёт себе отмазку: Азербайджан ведь атакует не саму Армению, а НКР, которая никем не признана. При этом «забудется» тот факт, что совершенно аналогичное поведение Грузии год назад — атаку на никем не признанную Южную Осетию — Москва объявила вероломной агрессией. Представить же, что на помощь Армении придут другие страны ОДКБ, настолько абсурдно, что нет смысла и обсуждать данный вопрос.
Для Баку Москва — опосредованный оппонент, а стратегический противник — Ереван. Следовательно, при игре в разморозку здесь не будет биполярной модели. Тем паче что непосредственно к НКР Москва не проявляет особого интереса, не готова к её признанию и даже не рассматривает в абхазско-косовском контексте.
С другой стороны, Турция тоже воевать не пойдёт. Во-первых, из-за заметного улучшения отношений с Арменией, во-вторых, из-за риска прямого военного столкновения с Россией (в лице её группировки в Армении). Отмазкой будет то, что войну начал Азербайджан, а это нехорошо.
Соответственно, как и полтора десятилетия назад, если война начнётся, то она будет идти с вероятностью, очень близкой к 100%, только между Азербайджаном с одной стороны и Арменией и НКР — с другой.
Как было показано выше, Азербайджан сегодня добился над Арменией почти четырёхкратного превосходства в танках и почти пятикратного — в боевых самолётах. Правда, ВС НКР при этом не учтены. Есть основания подозревать, что сухопутные войска Карабаха как минимум не меньше армянских. Следовательно, преимущество Азербайджана на суше если и имеется, то весьма незначительное. При этом на стороне армян играет география. Качество же вооружений одинаковое, ВС сторон оснащены почти исключительно советской техникой. Следовательно, для успешного наступления азербайджанский потенциал совершенно недостаточен.
При этом надо иметь в виду ещё и то, что, как показала первая война, армяне воюют гораздо лучше азербайджанцев. Почему — ответа нет. А факт есть. Конечно, в начале 90-х только что созданные ВС Азербайджана ещё мало напоминали регулярную армию, гораздо больше они походили на некое партизанское формирование (пусть и с танками, артиллерий и авиацией). Но то же самое в полной мере относилось и к армянской стороне. За истекший период ВС обеих (точнее, всех трёх) сторон конфликта прошли большую эволюцию в направлении превращения в регулярные ВС. И есть подозрение, что преимущество армян в боевой и психологической подготовке никуда не делось.
Лишь в воздухе Азербайджан имеет несомненное преимущество. Единственный армянский МиГ-25 представляет собой скорее некий курьёз (нет больше в мире стран, ВВС которых имели бы один истребитель). У Азербайджана тех же МиГ-25 аж 32 штуки. Правда, пользы от них ненамного больше, чем от одного армянского. Дело в том, что МиГ-25 — очень специфический самолёт. В войсках ПВО СССР он был предназначен для борьбы со стратегическими бомбардировщиками и разведчиками США, а не для манёвренного воздушного боя. Для решения тактических задач он просто не годится.
Зато над полем боя замечательно воюют штурмовики Су-25, коих у обеих сторон по 15. При этом у Азербайджана для нанесения ударов по наземным целям есть ещё и 5 фронтовых бомбардировщиков Су-24, и столько же старых, но достаточно добрых штурмовиков Су-17. А для того самого манёвренного воздушного боя есть 5 древних, но для данного ТВД вполне пригодных МиГ-21 и 13 вполне новых МиГ-29. У армян же, кроме курьёзного МиГа-25, нет ничего. Соответственно, ВВС Азербайджана легко нейтрализуют армянские Су-25, не имеющие истребительного прикрытия, обеспечив возможность беспрепятственно работать над полем боя своим бомбардировщикам и штурмовикам.
Но всё же мощь азербайджанских ВВС не настолько велика, чтобы внести решительный перелом в войну на суше (можно подозревать, что и уровень подготовки лётчиков не самый высокий в мире). Кроме того, у Армении и НКР есть наземная ПВО, которая в горах может быть очень эффективной.
Поэтому можно с уверенностью утверждать, что на сегодняшний день шансы Азербайджана на военный реванш представляются весьма иллюзорными.
(Armenia Today - "Частный Корреспондент")