Неисповедимы пути Твои, Господи: в Армении обнаружен древнейший мозг человека - ему 6000 лет!

НАСТОЯЩИЙ МАТЕРИАЛ (ИНФОРМАЦИЯ) ПРОИЗВЕДЕН И РАСПРОСТРАНЕН ИНОСТРАННЫМ АГЕНТОМ ООО "МЕМО", ЛИБО КАСАЕТСЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ИНОСТРАННОГО АГЕНТА ООО "МЕМО".

С таким сенсационным заявлением выступило сегодня агентство Armenia TODAY.

Для тех, кто поленится пройтись по ссылке, привожу материал полностью. Enjoy!

Древнейший из известных доселе мировым «архивам» археологов человеческий мозг обнаружен в Армении!

Обладателями уникальной находки стали армянские археологи во время раскопок в пещере Арени-1 или, как ее еще именуют,  в «Птичьей пещере» на юго-западе Армении. Речь идет об отменно сохранившемся мозге человека, возможно, самом древнем из найденных по сей день. По  предварительной визуальной оценке  «извилинам»  ни много, ни мало, а шесть тысяч лет!

 

Обнаружен кусочек мозга (биологический материал размером в 10 см) был еще летом 2008 года. Но только сейчас ученые заговорили о сенсационных результатах, судя по всему, ранее опасаясь неверной трактовки новости. Ныне же, более, чем за год проведено немало дискуссий с участием как отечественных, так и  зарубежных коллег. Свои оценки находке дали именитые археологи мира, сошедшиеся во мнении относительно ее уникальности.

 

По словам начальника Аренийской археологической экспедиции, научного сотрудника Института археологии Бориса Гаспаряна, эксклюзивность обнаруженных в пещере черепов трех девочек, ориентировочно лет 11-16-ти - в том, что они отменно сохранились. В изрядно иссушенном кусочке мозга, тем не менее, остались кровеносные сосуды, и сейчас ученые усиленно изучают находку. Органические образцы отправлены в биометрическую лабораторию в Калифорнии. Но пока новостей из «штатов» нет. По словам Гаспаряна, такого рода анализы требуют длительного времени, порой длятся несколько лет кряду. Так что рассчитывать на быстроту заключений ученых не следует. Но  каковы, собственно, наши ожидания?

 

Как оказалось, мозг  настолько хорошо сохранился, что есть надежда на восстановление ДНК  убитых девочек. Именно убитых - Гаспарян и коллеги из дальнего зарубежья, осуществляющие раскопки в Армени-1 (это совместный армяно-американо-ирландский проект) предполагают, что девочки умерли от нанесенного удара. С какой целью было произведено такое нелицеприятное действо, остается догадываться. Не исключено, что подростки занимали некое особое положение в обществе, и их принесли в жертву. Ведь и сам способ захоронения убиенных довольно неординарен – черепа были замурованы в глиняные сосуды. Гаспарян предполагает, что, либо головы были отрублены изначально и помещены в кувшины, либо речь идет о так называемом вторичном захоронении. Проще говоря, «убийцы» юных дев дождались, пока  трупы сгниют до основания, после чего разместили черепа в сосуды. Криминалисты, к консультации которых обратились археологи, впрочем, склонны полагать, что головы девочкам все же отсекли до растления трупов.

Так или иначе, а в обществе они явно занимали высокое положение. Собеседник не исключает, что речь идет о святых девах, коих  местное население едва не обожествляло! О неординарности статуса юных дев говорят и предметы, которые были обнаружены в пещере –  большое количество  сосудов, металлических изделий, 40 видов семян разнообразных растений, травы, одежда и, наконец, сушеный чернослив. Судя по всему, девочки явились своего рода «атрибутом», некоей символикой, используемой в древности в качестве жертвоприношения. Целью последнего, исходя из того, что девушки – символ плодородия, - наверняка, было желание получить отменный урожай. В этой связи, видимо, и не было сделано скидок на столь юный возраст убиенных.

 

Причем по 11-16 лет им было лишь по предварительному заключению археологов – членов экспедиции. Они же определили и половую принадлежность. Однако точный возраст и пол может быть оглашен лишь после проведения антропологического исследования.  Но такого рода исследование довольно накладно. К тому же в Армении такого профессионала, увы, нет – приходится прибегать к услугам приглашенных специалистов. Так или иначе, а претворить задумку в жизнь необходимо  как можно скорее. Ведь «артефакты» в самом прямом смысле могут превратиться в пыль.

Дело в том, что после извлечения из Арени-1 черепа хранятся не в специальном рефрижераторе,  как в лучших институтах зарубежья, а в Институте археологии, в кабинете самого руководителя проекта. Рефрижераторы стоят бешеных денег. Так что о них и мечтать не стоит. Между тем, именно отменные условия хранения, наличествовавшие в пещере – низкая влажность и постоянная температура – сделали древний мозг достоянием современности. Отсутствие микроклимата, аналогичного пещерному, со временем, может сделать свое «черное дело».  Со слов Гаспаряна, уже были случаи, когда обнаруженные при раскопках предметы превращались едва не в песок. Как долго удастся сохранять нынешний «трофей» - неизвестно. Известно одно - оставлять без должного внимания не только находку, но и саму пещеру - красивейший памятник древности, - нельзя.

 

В Арени-1 и по сей день ведутся работы. За год с небольшим там было обнаружено множество иных предметов, главным образом, сосудов. Причем изумительной красоты. По словам Гаспаряна, речь о целом «улье» таких сосудов,  часть из коих выполнены по технологии так называемой пачкающей керамики – то есть о глиняных сосудах, покрытых охрой. Сегодня руководитель экспедиции вынашивает идею создания на базе Арени-1 музея. Но пока все на уровне идей в голове, а не на бумаге на столе. Что понятно – Институт археологии пребывает на госиждевении. Несмотря на то, что в последние годы финансирование сферы значительно улучшилось, требуется гораздо больше средств для достижения оптимальных результатов. А главное, их сохранения. «Археологические находки такого рода, как вышеописанные – достояние республики, которое не только привлекает внимание туристов и гостей республики, но и значительно повышает ее престиж, - говорит Гаспарян. – Раскопать реликт, в коем наличествует и культурный, и социальный, и биологический аспекты, удается крайне редко. Что до обнаружения «сосудистых захоронений», то они и вовсе сенсационны. За всю практику припоминаю лишь два случая, две публикации в связи с прецедентами, имевшими место в Израиле и Турции».

 

Сара Адамян, специально для ARMENIA Today