Найдется ли на Кавказе вторая Хураман Абасова?

НАСТОЯЩИЙ МАТЕРИАЛ (ИНФОРМАЦИЯ) ПРОИЗВЕДЕН И РАСПРОСТРАНЕН ИНОСТРАННЫМ АГЕНТОМ ООО "МЕМО", ЛИБО КАСАЕТСЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ИНОСТРАННОГО АГЕНТА ООО "МЕМО".

Армянская организация "Демократия сегодня" инициировала конференцию "Два десятилетия прав женщин на Кавказе", которая состоится в марте текущего года. Приглашаются женские организации со всего Кавказа - Северного и Южного: Абхазии, Аджарии, Адыгеи, Армении, Азербайджана, Чечни, Дагестана, Грузиии, Ингушетии, Кабардино-Балкарии, Карачаево-Черкесии, Краснодарского  края, Ставропольского  края, Северной  Осетии, Нагорного Карабаха и Южной Осетии.

Цель встречи - усиление  сотрудничества  женских групп со всего Кавказа, создание сети Кавказских  женских организаций, узнавание и изучение опыта по достижению мира и защите прав человека, разработка новой платформы сотрудничества, которая усилит  сотрудничество женских  групп на всем Кавказе и создание сети женщин миротворцев, где они будут учиться друг у друга, будут поддерживать друг друга и получать поддержку.

Одновременно, как сообщает "Кавказский узел", в феврале участие женщин в миротворческих и правозащитных процессах будет отмечено специальной премией, учрежденной инициативой "Женщины Южного Кавказа за мир и безопасность в регионе. Мир начинается с твоего дома». 

Фактически, делается попытка вовлечь в миротворческий процесс женщин - как отдельную единицу. Насколько она будет действенна - трудно сказать, во всяком случае, члены "Демократии сегодня" отмечают, что вклад женщин Кавказа, которые и сейчас, и исторически играли важную роль в примирении и обеспечении мира, в  его строительстве, в этих новых условиях не получает  соответствующего признания и роли  в обществах. 

Вместе с тем, совсем недавно, в новейшей истории Кавказа женщина стала героиней одной из легенд. В принципе, эту легенду, хоть и с разными оценками предыстории случившегося, никто не отрицает.

(Хочу заранее оговориться, что применение мною слова "легенда" не кроет в себе элементов недоверия к случившемуся. Я его применяю в исключительно позитивном смысле).

А дело было так. 

Начало Карабахского конфликта. 22 февраля 1988 года из Агдама в сторону армянонаселенного Аскерана направлялась огромная толпа азербайджанцев. Случилось это после того, как Областной совет НКАО принял обращение к Верховным советам Азербайджанской ССР и Армянской ССР обсудить и, с учетом устремлений большинства населения области, положительно решить вопрос введения автономной области в состав Арм.ССР из состава Азерб.ССР. 

И вот, легенда гласит, что кровопролитие было неизбежным, если бы не местная жительница, председатель одного из колхозов Хураман Абасова.

Она взобралась на крышу машины и, сорвав с головы платок, бросила его перед толпой. По азербайджанскому обычаю, после этого мужчины должны остановиться. Этот призыв к миру явно остудил страсти, и потом, на митинге, Абасовой удалось убедить сограждан не идти на Степанакерт. 

К сожалению, этот случай был единичным на всем протяжении конфликта и войны и не стал прецедентом. Однако сам факт поучителен. Возможно нашим женщинам удастся, объединившись, повернуть ход конфликтов в мирное русло... Дай Бог.

Хотелось бы увидеть кого-нибудь из наших женщин в подобной роли - не обязательно в прямом смысле слова, бросающую платок, а реально работающую в направлении примирения двух народов. Не вижу. Из всех, кто мне приходит в голову, на такое была способна лишь незабвенная Анаит Баяндур, которой, к сожалению, уже 3 года как нет...

Но, возвращаясь к теме Абасовой, хочу предложить вашему вниманию стихотворение Евтушенко "Платок".

Такой обычай выстрадан Кавказом:

Когда резня, когда погром жесток,

Швыряет милосердный женский разум

Свой непересекаемый платок.

Так сорвала ты, Хураман-Ханум,

Плат с головы, рыдая богоданно, 

Как будто Ярославна из Агдама,

Когда вокруг теряли честь и ум.

Такой платок переступить позор.

Мне чудится: как сёстры-безымянки,

На нём слезами вышили армянки

Своих страданий вековых узор.

Неужто братство мы убьём в резне?

Мы кровники не в смысле кровной мести.

Нас побратала, пролитая вместе,

Кровь двадцати мильонов на войне.

Как породнило русское: «браток» детей Кавказа

Дружбой той солдатской!

И комья глины из могилы братской

Прижали нежной тяжестью платок

Платок с молитвой к Родине приник, 

Путь перекрыв резне у Аскирана,

Страницей дополнительной Корана

И Библии, и всех великих книг.
Платок набряк слезами Сумгаита,

Став тяжелее горного гранита,

И не давал, рыдая сам тайком, 

Втоптать хотя б слезинку каблуком!
Платок дышал, как существо живое.

Платок шептал, припав земле на грудь.

Платок, земля - теперь их стало двое,

И было их нельзя перешагнуть.
Всё в мире перепуталось:

Все слёзы, вся кровь, все сразу мёртвые тела,

Но от платка, забыв свои угрозы,

Кровь, не успев пролиться, отползла.

Кинжалом рассекаемый платок,

Похожий на разъятый лепесток,

Почти бесшумен.

А непересекаемый платок,

Толпе ревущей брошен поперёк,

Почти безумен.

Великое безумье доброты –

Единственный спасающий нас разум.

Ханум-Ханум, добросила бы ты платок

И до Белфаста и до Газы!

Афганский ястреб точит коготок

В песках о пряжку с красною звездою.

О, непересекаемый платок,

Ляг перед каждой жизнью молодою!
О, если бы и космос целиком

Во имя и России и Америки

Стал непересекаемым платком для ядерной резни-

Мы все не смертники!

Ханум, мир на надёжном волоске, когда с толпой, ревущей в поединке, 

На непересекаемом платке

Нам шепчут на армянском языке

Твои азербайджанские сединки!