Чем закончится возникший внутриполитический хаос в Армении?
НАСТОЯЩИЙ МАТЕРИАЛ (ИНФОРМАЦИЯ) ПРОИЗВЕДЕН И РАСПРОСТРАНЕН ИНОСТРАННЫМ АГЕНТОМ ООО "МЕМО", ЛИБО КАСАЕТСЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ИНОСТРАННОГО АГЕНТА ООО "МЕМО".
Сегодняшнее заявление Царукяна о том, что партия "Процветающая Армения" отказывается входить в состав правящей коалиции, вызвало массу противоречивых комментариев. Однако все комментарии, тем или иным образом, вращаются вокруг трех основных пунктов.
1. Это произошло из-за того, что Кремль не доверяет действующей власти, которая, по его мнению, "смотрит" на Запад и, в преддверии президентских выборов, "приказал" Царукяну не поддерживать Сержа Саргсяна.
2. Все это игры Сержа Саргсяна с тем, чтобы ППА перетянула от АНК и Левона Тер-Петросяна оппозиционный электорат, обезоружив Конгресс перед президентскими выборами.
3. Это следствие намерения Роберта Кочаряна принять участие в тех же президентских выборах.
Из трех перечисленных причин наименее реальной мне видится вторая. Потому что методы проведения последних парламентских выборов или, как их назвала одна из газет, - нанофальсификации - показали, что в президентских выборах Сержу совершенно неважно, какой будет у оппозиции электорат - большой или маленький. Отточенный в ходе парламентских выборов механизм вполне может оправдать себя и при президентских. Наоборот, Саргсяну было бы выгодно иметь союзника в лице Царукяна, чтобы и внутренних проблем было меньше, и внешнему миру было бы ясно, что он обладает почти что абсолютной поддержкой самых влиятельных политических сил.
Что касается первого и третьего пунктов, то они кажутся более достоверными.
Первый пункт - потому что известно о пророссийской направленности ППА.
Третий - потому что известно о связи Кочаряна с ППА. В некоторых случаях даже говорится, что именно он является действительным "хозяином" партии.
Однако похоже, что во всех этих анализах упускается роль Конгресса, который является далеко не последним политическим актором в республике.
Вспомним-ка, что делал Конгресс последние год-полтора. Все это время АНК старательно и методично вбивал клин между Республиканской партией Армении, которую возглавляет Серж Саргсян, и ППА. Сначала АНК затеял переговоры с РПА, а затем - вступил в Единый межпартийный предвыборный штаб с ППА. Было ясно, что основной целью было внесение раздора между коалиционными партнерами, но мало кто верил в результативность подобных шагов. В основном АНК упрекали в отказе от своих позиций, в сговоре с властями, целью которого было провести какое-то количество людей в парламент, в непонятном сговоре с ППА... Однако эти шаги упорно продолжали проводиться. Даже ценой потери определенного электората и части своих сторонников. На что же расчитывал Тер-Петросян, идя на такие откровенно непопулярные шаги? Ясно пока одно: в чем-в чем, но ни в политической близорукости, ни в склонности к авантюризму его обвинить нельзя.
Посмотрим же, что произошло после парламентских выборов. Первым потрясениям подвергся сам АНК, потеряв по итогам выборов две входящие в него партии. И здесь, думаю, надо обратить внимание на мотивацию, с которой покинула АНК одна из его ведущих партий - партия "Республика". Лидер "Республики" Арам Саркисян сказал буквально следующее: "В АНК остались только пророссийски настроенные силы".
Однако вернемся к третьему пункту - Кочаряну. Считается, что последний находится в хороших отношениях с Путиным, и как до выборов, так и после них посещал Москву. До выборов ему удалось встретиться с Путиным, а вот после выборов - вроде он пока в Москве - пока что вроде не удается. В целом, считается, что Кочарян пользуется большим расположением Москвы, чем кто-либо, в том числе и Саргсян. Однако тянущийся за Кочаряном "шлейф" трагических событий 1 марта 2008 года оставляет мало надежд на то, что народ Армении закроет на это глаза, и тот же Кремль не может с этим не считаться. Нельзя не учитывать и фактор международного сообщества, в лице Совета Европы, который, с учетом откровенной пророссийскости Кочаряна, при случае, обязательно поднимет этот вопрос.
Надо полагать, что первая встреча носила характер предвыборных консультаций по вопросу оказания поддержки Путина Кочаряну. Чем она закончилась, сказать невозможно. По всей видимости, Кочарян выражал уверенность в победе ППА и представлял ее как свою опору в президентских выборах. Скорее всего Кочаряну было предложено дождаться завершения парламентских выборов. И можно сказать, что то, что уже несколько дней Кочарян не может добиться аудиенции, говорит само за себя.
Итак, что мы имеем в сухом остатке накануне президентских выборов?
1. Победившая в парламентских выборах РПА, которая, хоть, конечно же, и не пытается рвать отношения с РФ, но откровенно заигрывает с Западом, чего Кремль не одобряет.
1.1. Лидера этой партии, президента Армении Сержа Саргсяна, которого совсем недавно, в ходе неформального саммита СНГ, принял Медведев, но не принял Путин.
2. Вторую, по представленности в парламенте, партию "Процветающая Армения", которая, как уже отметили, имеет яркую пророссийскую направленность и пользуется симпатией Кремля. И которая отказалась от коалиции с РПА.
2.1. Второго президента Армении Роберта Кочаряна, который делает ставку на ППА, однако, по всей видимости, из-за победы РПА и своего первомартовского шлейфа не получил ожидаемой поддержки Кремля.
3. Третью, по представленности в парламенте, силу АНК, в которой "остались только пророссийски настроенные силы".
3.1. Первого президента Армении Левона Тер-Петросяна, которому Кремль также не доверяет. С другой стороны, Тер-Петросян известен своим политическим прагматизмом и он же в свое время подписал Большой договор с Россией.
Если попробовать сложить этот политический пазл, то нельзя исключить, что уже в канун президентских выборов ППА присоединится к АНК и поддержит кандидатуру Тер-Петросяна. В таком случае, победа Сержа Саргсяна в 2013 году будет очень сомнительной.
Однако пазл может сложиться и по-другому, если Сержу Саргсяну удастся за оставшееся время убедить-таки в своем верноподданичестве Москву и, таким образом, вернуть себе ППА.