"Ноев ковчег" о Карабахе и карабахцах

НАСТОЯЩИЙ МАТЕРИАЛ (ИНФОРМАЦИЯ) ПРОИЗВЕДЕН И РАСПРОСТРАНЕН ИНОСТРАННЫМ АГЕНТОМ ООО "МЕМО", ЛИБО КАСАЕТСЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ИНОСТРАННОГО АГЕНТА ООО "МЕМО".

   

Красивая, добрая статья. Каких сегодня, к сожалению, мало встретишь. Почитайте, други :)

Первое впечатление от приезда в Карабах – таможенный и, по сути, пограничный пост при въезде в непризнанную республику. На мою просьбу сфотографироваться несущие службу вежливо отказываются, говорят, что их фотографии могут попасть в facebook. Кстати, забегая вперед, скажу, что, хотя Интернет и мобильная связь в Карабахе заметно отстают от привычной по качеству и доступности, в социальных сетях карабахцы бывают часто, особенно, как мне сказали, долгими зимними вечерами. А по поводу пограничников и таможенников, дай Бог, чтобы в Армении служили такие же дружелюбные и вежливые, как вот эти молодые мужчины.

 

В Карабахе не надо стараться выглядеть «крутым», тут все друг друга знают, к примеру, в каком достатке живет твоя семья, всем прекрасно известно, дорогая машина имидж не поправит. За рулем больших джипов сидят обычные карабахские парни, которые перевозят многочисленных, по местным меркам, туристов из Еревана в Степанакерт и Шуши, они так на хлеб насущный зарабатывают. Кого здесь только не встретишь - и известных журналистов из Москвы, и шумных туристов из Аргентины, туристов из Соединенных Штатов и Франции, большую группу из Дубая.

Как заметил один мой знакомый: «Восток дело тонкое, а Карабах не поддается пониманию вообще!» Огромные стройплощадки, обилие гостиниц и мини-отелей всех мастей в Степанакерте и сетующие на безрадостную и бедную жизнь горожане. Праздно гулящие по вечерним улицам и площадям столицы хорошо одетые горожане и кухонные разговоры о том, как и куда отправить выросших детей для лучшей жизни. Подруга уверяла меня в том, что кафе и рестораны переполнены не по случаю праздника, так здесь каждый вечер. Площадь, что примыкает к главной, как я поняла, гостинице города, переполнена молодыми и не очень степанакертцами. Кто с детьми, кто в компании друзей. В один из вечеров все дружно смотрели футбол, каждый гол футболистов Армении в ворота несчастной сборной команды Андорры сопровождался шумными криками, все как в Ереване, картинка та же, люди те же. Говор немного другой, и по-русски говорят почти все.

 

В Карабахе народа мало, но почти все они имеют родственников по всему миру, особенно в России, все они достаточно хорошо осведомлены обо всем, что происходит не только у них в республике, но и в Ереване. Вместо армянских сериалов, столь популярных в Армении, вечера карабахцы по советской привычке проводят за кухонным столом, пьют чай с чабрецом и обсуждают соседей, особенно президентов и министров, причем, по понятной причине, и карабахских, и армянских. Например, нынешний президент Карабаха живет в скромном доме и по вечерам иногда сидит себе скромно без охраны на лавочке и общается с простыми горожанами. Карабахцы со всеми, будь то министр или гость из Москвы, говорят на ты и свято верят в то, что их каждодневные проблемы очень даже интересны собеседникам. На дежурный вопрос «Как дела?» карабахцы, особенно мужчины, очень подробно расскажут о всех своих семейных проблемах. И так, между прочим еще и расскажут о том, что сосед-министр с женой развелся и на секретарше женился.

Кстати, отношение к политикам очень отличается от отношения, например, ереванцев. Они тут на виду, не закрыты за высоким забором, как в Ереване, и дети их в обычных школах учатся, дружбу ведут с простыми детьми, и министры тут на девушках из простых семей женятся, соответственно, и судят о политиках не по их заявлениям и роликам в youtube, а по их конкретным делам.

Степанакертцы себя считают столичными жителям. Например, в Степанакерте или в Шуши квартиру в аренду можно взять по той же цене, что и в Ереване, и никак не дешевле. Моя знакомая сдавала двухкомнатную, например, за 500 долларов, в старом доме, в не очень элитном районе.

 

Горожане жалуются, что нет денег, спрашиваю, а кто же покупает все эти квартиры в новостройках. Выяснилось, что очень многие ипотеку берут, всем желающим дают, потом, правда, при местных зарплатах бывает трудно кредит выплачивать.

Увидела объявления о найме на работу. Спрашиваю, почему не идете работать, отвечают – не платят или платят мало. Кстати, в степанакертских кафе официантами работают приезжие из Армении. Ереванские гастарбайтеры работают также в гостиницах и ресторанах. Местным стыдно!

Особенно любят карабахцы рассуждать о бизнесменах, которые строят дома, больницы, школы и маленькие заводы. О каждом расскажут такое, что ни в одной скандальной газете не прочитаешь. Карабахцев не обманешь! Строит дом – карабахец сразу увидит изнанку, почему строит и в чем его интерес!

В простую благотворительность вряд ли верят, просто они живут, ходят в магазин, часто берут квартиры в ипотеку, все молодые поголовно получают высшее образование, благо есть местный университет. Одним словом, живут, как в обычной армянской провинции, только упрямые они. И здесь, по дороге из Шуши в Степанакерт, понимаешь – бессмысленны все переговоры, пока за столом переговорным не сидит вот этот простой, необразованный, но мудрый карабахский таксист, который и войну прошел, и сына родил, и внука скоро женит, и дом построил, и президенту о своем радикулите целый час при случае расскажет.

Но вообще, считают карабахцы, у них «лох лява!»