Экономическая экспансия на Кавказ: генуэзцы в Причерноморье vs турки в современном Батуми

НАСТОЯЩИЙ МАТЕРИАЛ (ИНФОРМАЦИЯ) ПРОИЗВЕДЕН И РАСПРОСТРАНЕН ИНОСТРАННЫМ АГЕНТОМ ООО "МЕМО", ЛИБО КАСАЕТСЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ИНОСТРАННОГО АГЕНТА ООО "МЕМО".

Что происходит, когда в регион приходит иностранный бизнес? Как он внедряется в местную экономику? Как меняются торговые пути, рынки, а с ними – и повседневная жизнь людей? Какие новые духовные стратегии несут с собой торговые караваны и караваны судов?

История экономических экспансий на Кавказе – не новая тема. Начиная с древности здесь сталкивались экономические интересы ведущих империй, по великим дорогам, связывающим Восток и Запад,  шел грандиозный обмен товарами, монетами, идеями;  формировались целые группы коммерсантов, людей, не лишенных авантюрной жилки, чье ощущение мира было шире и ярче по сравнению с соплеменниками, потому что их жизнь проходила в Пути, в условиях постоянной смены культурных декораций. 

Генуэзцы на Кавказе в средние века и турецкий бизнес в современном Батуми – об это в ближайших постах.

Фактор моря. «Корабли перевозили не только людей и товары, но и идеи», - уже не помню, где прочла эту фразу, которая предельно красноречиво отражает значение моря и морской традиции в развитии культуры.

Генуэзские фактории, появившиеся на Черном море в XII веке, и современный Батуми, порт, где в последние годы турецкий бизнес активизировался настолько, что местные журналисты пишут, что через год-другой грузины  уже будут просыпаться  в Гюрджистане (так называлась Южная Грузия в пору захвата османскими турками) – это, прежде всего, прибрежные территории. Жизнь у моря, безграничность  морских пейзажей  формирует особый тип характера – психологи говорят, что у приморских жителей развито чувство внутренней свободы, открытость, готовность к риску.  

Можно только предположить, чем были для местных жителей торговые фактории генуэзских  коммерсантов, прибывших  на своих кораблях на Северный Кавказ.  Европейский быт, который они воспроизводили в своих поселениях, новая мелодичная итальянская речь, строгая латынь, на которой писались отчеты о торговле с зихами,  католическая проповедь среди горцев, крепости и новые т.н. «генуэзские дороги», уходящие через Кавказский хребет в Иран – немногие символы и  новые смыслы, которые пришли на Кавказ с генуэзским культурным и торговым присутствием.

Это Феодосия. Руины крепости в Каффе - главной генуэзской фактории на Черном море

Огромные инвестиции в экономику Грузии, Абдулла Гюль на открытии аэропорта в Батуми, турецкая речь, звучащая наравне с грузинской, таксисты, запросто берущие турецкие лиры вместо грузинских лари, турецкие кварталы в Батуми, ежегодно более 40% турецких туристов, приезжающих в Батуми, от общего числа – миллиона гостей – что это, как чуть ли не новая турецкая экспансия в Грузию?

Высокий патронаж.   Генуэзцам в их продвижении в Северное Причерноморье покровительствовала Византия – с ней они заключили договор о беспошлинной торговле в Черном море в обмен на поддержку со стороны мощного генуэзского флота.  Второй важный договор, позволивший поставить "вторую ногу" в Крыму,  был подписан ими с ханом Золотой Орды. Генуэзцы, таким образом,  получают возможности сначала закрепиться в Крыму, а потом начинают осваивать  Причерноморье и Приазовье.

Что касается Батуми, говорят, город очень любит президент Саакашвили. Президент активно участвует в пиар-акциях по раскрутке Батуми, используя свое имя для привлечения инвестиций, сам встречается с инвесторами и представителями крупных корпораций.  Проект «Трамп Тауер» в Батуми реализуется при личном участии грузинского президента – в США Саакашвили встречался с Дональдом Трампом. Летом Батуми становится  столицей Грузии – сюда съезжаются политические и бизнес-элиты, здесь принимаются важные решения и формируются новые политические конфигурации.

фото с сайта http://imtw.ru/index.php?showtopic=4205&st=50

о том, что строили генуэзцы и турки, что такое дороги на Кавказе как геополитическая революция - читайте дальше