Детские игры на Кавказе: от традиции - к прагматике
НАСТОЯЩИЙ МАТЕРИАЛ (ИНФОРМАЦИЯ) ПРОИЗВЕДЕН И РАСПРОСТРАНЕН ИНОСТРАННЫМ АГЕНТОМ ООО "МЕМО", ЛИБО КАСАЕТСЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ИНОСТРАННОГО АГЕНТА ООО "МЕМО".
В период СССР дети на Кавказе существовали между двумя реальностями игровой культуры. Одна как бы была связана с традицией - в селах и аулах, где дети жили «на воле» – горные речки, скалистые рельефы, неасфальтированные пыльные дороги, просторные луга – там мальчики играли в войнушку, в индейцев и ковбоев.
Другая реальность была связана с бюрократическим официозом, выхолащивающим даже прекрасную традицию помощи старикам, присущую кавказцам: книга «Тимур и его команда», спущенная как руководство к действию в различные районо и облоно, сделала хороший обычай занудной принудиловкой.
На Кавказе из всех новшеств советского времени прижилась, пожалуй, «Зарница» – она наиболее соответствовала тому, во что традиционно играли мальчики – в будущих воинов.
В 1970-80-е в городах импортная игрушка становилась показателем благополучия. Немецкая кукла с длинными волосами – вожделенная мечта любой девочки, так же как для мальчика – солдатики, луноходы, машинки на батарейках, прибалтийские кубики. Такие по советским меркам «изыски» были доступны далеко не всем, и позволить своим детям такие игрушки вместе с апельсинами и бананами «из Москвы» - это значило удовлетворить одну из главных кавказских мотиваций - «быть не хуже, чем у других».
Оловяные солдатики - воспоминания о советском детстве
Современные кавказские девочки играют в Барби и Братц, примеряя на себя образы принцесс, модниц и гламурных красавиц – психологи пишут, что такие девочки вырастают очень уверенными в себе, а антураж, который сопровождает Барби – кукольные домики и др, развивают у девочек адекватную картину мира. Были попытки создать и кавказский вариант Барби – года два назад в Нальчике появилась кукла Сати (якобы аналог Сати Казановой), сделанная в Гонконге, но, кажется, не прижилась в качестве игрушки.
Куклам Сати не удалось вытеснить Барби и Братц
Сегодня на Кавказе кто-то отдает детей в школы Монтессори, где ребенка рассматривают как творца, а игру – как креативное действие по осуществлению своего собственного проекта, кто-то –в кадетские корпуса, как в Дагестане или Грозном, и это тоже, по–своему, воспроизводство древней воинской традиции, кто-то проводит время, набирая очки за компьютерными играми…
У каждого времени – свои игры и игрушки.