В Адыгее установлен полумесяц со звездой

НАСТОЯЩИЙ МАТЕРИАЛ (ИНФОРМАЦИЯ) ПРОИЗВЕДЕН И РАСПРОСТРАНЕН ИНОСТРАННЫМ АГЕНТОМ ООО "МЕМО", ЛИБО КАСАЕТСЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ИНОСТРАННОГО АГЕНТА ООО "МЕМО".

Как и где должны устанавливаться религиозные символы? Кто должен определять их возведение – власти, общественные организации или достаточно частной инициативы? Это далеко непраздные и нериторические вопросы для Адыгеи, где проблемы нерегулируемой установки религиозных символов, к счастью, не вызывают общественного противостояния, но вызывают устойчивый общественный резонанс.

Все началось с Николая Чудотворца - в 2005 году одноименный фонд планировал установить памятник этому святому в Майкопе. Фонд возводит памятники по всей стране и по мысли инициаторов проекта, Николай Чудотворец с его распростертыми объятиями стал бы тем символическим щитом, который защитил бы  жителей Адыгеи от всех бед и проблем.

Тогда активисты «Черкесского конгресса», одной из влиятельных общественных организаций в Адыгее, пикетировали строительство памятника на въезде в один из городских районов – Черемушки и фактически инициировали рассмотрение вопроса о правомерности установки памятника на уровне мэра города. Оппонировали конгрессу представители Союза славян Адыгеи. Впрочем, это давние политические оппоненты и «страсти по Николаю Чудотворцу» - только один из пунктов разногласий этих организаций.

Лидеры «Черкесского конгресса» публично говорили о том, что установка религиозных символов невозможна вне культовых мест, церквей и мечетей, что это ставит одних верующих в преимущественное положение по отношению к другим. Нина Коновалова, лидер «Союза славян», в своих выступлениях ставила возможность установления религиозных символов в зависимость от численности той или иной конфессиональной группы. Если символ связан с религией большинства населения – почему бы и нет, считала она.

«Однако обратили на себя внимание прозвучавшие на совещаниях слова о том, что религиозные символы «неоднозначно воспринимаются» жителями республики. Так можно было бы говорить в тех регионах, где последователи одной из религий в численном отношении абсолютно преобладают, как, например, в Ингушетии, где в явном большинстве мусульмане. Однако у нас ситуация иная», - говорила Нина Коновалова, оппонируя представителям Конгресса.

Тогда в ситуацию с Николаем Чудотворцем вмешался президент Адыгеи Хазрет Совмен, который сказал, что религиозные символы должны объединять, а не разъединять граждан республики. По решению властей города тогда, в 2005 году, памятник святому был установлен на территории воинской части в Майкопе.

Потом началась история с активной установкой поклонных крестов на въездах и выездах в некоторые населенные пункты Адыгеи, а также на вершинах некоторых гор, ранее бывших адыгскими святилищами.

С одной стороны, установка поклонных крестов – одна из древних христианских традиций. Поклонный крест напоминает всем путникам о необходимости покаяния, нравственного очищения, о вечных православных ценностях. И в условиях моноконфессионального контекста его символика понятна и однозначна.

Однако Адыгея, во-первых, является поликонфессиональным регионом, и подобное очень интенсивное распространение символов преимущественно одной конфессии, естественно, не может не вызвать общественный резонанс.  

Для адыгского населения, в исторической памяти которого всегда актуализированы события Кавказской войны и казачьей колонизации, установка креста воспринимается как воспроизводство имперской традиции, а сам крест – как маркер территории, знак символического присвоения территории, освоения Чужого пространства как пространства Своего. В таком же ряду находилось и целенаправленное переименование администрацией Кубанской области аулов во второй половине 19 в., когда традиционная топонимика буквально вымывалась из памяти.

Тем более, кощунственно устанавливать кресты на вершинах гор, многие из которых были объектами древних адыгских культов. Стоит добавить, что ответственность за установку крестов никто на себя так и не взял – православная епархия в Адыгее официально заявила, что не давала разрешение на их возведение.

В 2009 году  в Адыгее дважды были осквернены православные кресты, установленные вне церковных построек. Так, 4 августа был спилен и сброшен в пропасть крест, установленный на одной из самых высоких точек Адыгеи - горе Фишт казаками Майкопского православного братства во имя архистратига Михаила. А в ночь на 11 сентября кто-то  пригнул к земле металлический крест, установленный при въезде в столицу республики на автодороге Армавир - Лабинск - Майкоп.

Кстати, до сих пор виновники этих происшествий не найдены. В прессе писали о том, что это, возможно, вообще провокация.

Тема установки крестов обсуждалась на одном из съездов Адыгэ Хасэ. Глава «Адыгэ Хасэ» Республики Адыгея Арамбий Хапай в беседе с корреспондентом REGNUM подчеркнул: «Пусть каждый отправляет свою религию, но делает это в мечети, в церкви. У нас пошла мода ставить религиозные символы на открытых местах. У нас древняя земля, в каждом урочище, при каждом кургане - своя народная традиция, не надо во все это вклиниваться с помощью разных сооружений. Кстати, ставят религиозные символы в основном частные лица. Они должны их красиво убрать».

Сегодня в Адыгее работает комиссия по контролю за установкой религиозных символов, ее возглавляет вице-премьер Алексей Петрусенко, комиссией проводится инвентаризация всех установленных памятников такого типа.

Пока комиссия работает, совсем недавно, в дни празднования Уразы-Байрама, в Адыгее на трассе появился первый мусульманский символ – у въезда в Майкоп на развилке к станице Ханской был установлен полумесяц со звездой.

По-моему, самое время сделать выводы и решения комиссии публичными.