Кавказ и кавказцы в советском кино. "Берега" (Дата Туташхиа)
НАСТОЯЩИЙ МАТЕРИАЛ (ИНФОРМАЦИЯ) ПРОИЗВЕДЕН И РАСПРОСТРАНЕН ИНОСТРАННЫМ АГЕНТОМ ООО "МЕМО", ЛИБО КАСАЕТСЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ИНОСТРАННОГО АГЕНТА ООО "МЕМО".
Образ Дата Туташхиа, романтика, мятущегося и благородного абрага (абрека) – один из самых сильных в советском кино. На этом образе взрослели, в Дату Туташхиа беззаветно влюблялись тысячи девчонок в 1977, а фамилия Мегвинетухуцеси до сих пор без труда произносится теми, кто не мог на всем пространстве СССР оторваться от телевизора в 1970-е…
Дата Туташхиа – это еще одна ипостась кавказцев в советском кино, где позже будут и смешные и трогательные персонажи типа Мимино, а потом, уже в российском кино, прежде всего, в сериалах, появятся коварные и дикие кавказские горцы
Дата Туташхиа – это одновременно и Тиль Уленшпигель, и Робин Гуд, и пушкинский Дубровский. Он искренне борется со злом, с несправедливостью, с самим собой…
Для него есть только один закон — своё собственное понимание добра и зла. Если это кажется ему правильным, он верен данному слову и взятым на себя обязательствам, но у него свой собственный путь, на котором есть единственная и вечная ценность – быть свободным
Советские кинокритики писали, что в фильме Дато противостоит его брат – служащий в полицейском управлении Мушни Зарандия, но сегодня Зарандия воспринимается как образцовый «человек империи», он умен, проницателен, он суперпрофессионал, а его методам «замирения абреков» могли бы позавидовать современные борцы с радикализмом на Северном Кавказе.
Мушни искренне любит своего брата и переживает их разрыв, переживает о его образе жизни, считая трагедией скитальческое существование… Даже живя в разных мирах, Дата и Мушни остаются братьями, а узы братства сильнее всего…Образ Мушни не менее сильный, чем Даты, а их противостояние – не социального, а более высокого порядка..
Сегодня большевистская линия в фильме мне кажется неорганичной и как будто размывающей его внутреннее единство и красоту; рассуждения о прокламациях, зарождении революционного движения на Кавказе, штурм политических заключенных в Тифлисской тюрьме – все это как-то будто из замшелого учебника истории…
Образ Грузии в фильме – идеально сделанная тема; улочки Тифлиса, модные грузинские аристократки, изысканные городские интерьеры и дух традиционных сельских духанов; воздух свободы горной Грузии и упорядоченность государственных учреждений как символ торжества имперского порядка…
Посмотрите этот фильм еще раз, это интересно…
А для тех, кому в 1977 было три года - я нашла этот клип)) http://www.youtube.com/watch?v=akPmLBxxsaY
продолжение следует...