Исламская медицина на Северном Кавказе
НАСТОЯЩИЙ МАТЕРИАЛ (ИНФОРМАЦИЯ) ПРОИЗВЕДЕН И РАСПРОСТРАНЕН ИНОСТРАННЫМ АГЕНТОМ ООО "МЕМО", ЛИБО КАСАЕТСЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ИНОСТРАННОГО АГЕНТА ООО "МЕМО".
Даже в советские времена в каждом кавказском ауле жили лекари, которые с помощью молитвы, чтения отдельных аятов и сур из Корана могли поднимать с постели почти безнадежных больных – слава о них ходила по всему Кавказу, и сегодня тех, кого уже нет в живых, вспоминают с пиететом и большим уважением.
Хранители тайного знания, переданного обычно от какого-то родственника или посвященного человека, наделенные неведомой силой – таково типичное восприятие народных целителей, имеющих устойчивую хорошую репутацию.
Сегодня Хамид (Хасан) из селения Яникой, КБР, Казбек Уртенов из Карачаево-Черкесии овеяны не менее легендарной славой, чем их предшественники, а советское восприятие народной медицины как бесполезного занятия невежественных людей давно окончательно разрушено.
Что такое вообще исламская медицина? С одной стороны – это великое наследие Абу-Али ибн Сины, автора уникальных медицинских трактатов, это наследие Ар-Рази, с именем которого связаны, казалось бы, привычные для современного человека атрибуты поликлиник – история болезни, гипсовая повязка для фиксации переломов, вата для остановки крови и кетгут для сшивания ран.
Исламская медицина сегодня – это и острые дискуссионные проблемы, которые обсуждают в современных исламских странах врачи-мусульмане – допускает ли Коран суррогатное материнство, определение пола будущего ребенка и т.д.
В современной исламской медицине на Кавказе можно выделить несколько измерений, и психотерапевтическое одно из основных.
Пару лет назад в Грозном открылся Центр исламской медицины - лечением правоверных здесь занимаются специально подобранные и подготовленные 15 молодых алимов, прошедших особую аттестацию. Лечение происходит при помощи определенных сур и аятов Корана: при лечении помогают суры Аль-Фатиха, Аль-Фаляк, Ан-Нас, Аль-Ихлас и аят аль-Курси.
Заведующий отделом народов Кавказа Института этнологии и антропологии РАН Сергей Арутюнов так сказал о психотерапевтическом эффекте, который имеет клиника Исламской медицины в Грозном: "Роль религии всегда возрастает в момент общественной неустроенности - этот процесс естественен не только для ислама и вообще не только для религиозных обществ… Исламизация при Кадырове обеспечивает своего рода народную психотерапию".
Психотерапия – это то достижение, в котором исламская медицина продвинулась очень далеко. Во-первых, психотерапевтические приемы направлены не только на лечение больных людей, но и используются в регулярных ритуалах, охватывающих всех взрослых. Таким образом, осуществляется профилактика заболеваний невротического характера, предупреждаются возможные патологии в поведении.
Кроме этого психотерапия в форме ритуала целенаправленно формирует определенные черты характера в связи с потребностями конкретного общества, его идеологией, экономикой, экологией.
При этом эффективность приемов и средств исламской медицины зависит во многом от того, разделяют ли пациенты ценности этой религиозной традиции, насколько усвоены традиционные стереотипы поведения, распространенные в ней.
Есть и другой аспект проблемы. В последние годы на территории Кавказа появилось огромное количество разных гадателей, "народных целителей", знатоков магии, колдунов и проч. Именно они компенсируют у людей ту тревожность, которая происходит от неустроенности и отсутствия перспектив. Духовенство в Чечне, например, создало специальные комиссии при ДУМ, которые организовали рейды во всех районах, где практикуют такие целители.