Шариат и Советская власть
НАСТОЯЩИЙ МАТЕРИАЛ (ИНФОРМАЦИЯ) ПРОИЗВЕДЕН И РАСПРОСТРАНЕН ИНОСТРАННЫМ АГЕНТОМ ООО "МЕМО", ЛИБО КАСАЕТСЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ИНОСТРАННОГО АГЕНТА ООО "МЕМО".
В период революции 1917 года введение шариата на Северном Кавказе было одним из важнейших требований. В мае 1917 года во Владикавказе состоялся знаменитый Первый съезд горских народов Кавказа, в резолюции которого было записано - «ввести во всех судах по всем делам мусульман правила Корана и шариата».
В январе 1918 года на Первом съезде народов Терека в Моздоке это решение было подтверждено еще раз. Шариатские суда на Северном Кавказе открывались не только согласно этим постановлениям, но и стихийно. В тех городах, где проживали мусульмане, Владикавказе, Грозном, Нальчике, Темир-Хан-Шуре, они очень скоро приобрели популярность у населения.
Те дореволюционные словесные (сельские, работающие в горной и предгорной зонах, с упрощенным делопроизводством) и горские суды Дагестанской и Терской областей, где разбирались уголовные и отчасти поземельные споры между мусульманами согласно местному обычному праву (адат), а гражданско-семейные и наследственные споры — по шариату, были упразднены и заменены на сельские шариатские суды. Напомню, что русская имперская власть делала ставку на адат, а советская – на шариат, таким образом последняя искала себе социальную опору в мусульманах.
С началом Гражданской войны, уже в январе 1919 года, шариатские суды были преобразованы в так называемые военно-шариатские.
Это были фактически полевые трибуналы, в которых нормы шариата практически не применялись. Известный современный кавказовед Владимир Бобровников пишет, что «сменявшие друг друга военные режимы использовали их для сведения счетов со своими политическими противниками. С их помощью турецкие оккупационные войска, отряды полковника Л. Ф. Бичерахова и Добровольческая армия генерала А. И. Деникина расправлялись с большевиками и сторонниками Северо-Кавказского эмирата, созданного в горах северного Дагестана и Чечни накшбандийским шейхом Узун-Хаджи».
Известно, что по приговору главного военно-шариатского суда Темир-Хан-Шуры в июле 1919 года был казнен один из мощных представителей коммунистического лагеря У. Буйнакский. Тот же суд приговорил и других советских работников Дагестана, арестованных деникинцами.
В свою очередь, большевики, вернувшие власть в Дагестане, учредили здесь революционный шариатский суд. Последний приговорил к расстрелу тех самых судей, которые расправлялись с большевиками в 1919 году.
Шариатские суды действовали на всей территории, которую контролировал в 1920-1925 годах известный дагестанский алим и политик Наджмутдин Гоцинский, о котором я писала в одном из предыдущих постов.
Его соратник Узун-Хаджи призывал «повесить» на одной большой веревке «всех, кто пишет слева направо (т. е. немусульман, пишущих не на арабском, а на русском языке) — комиссаров, инженеров, учителей»
После установления советской власти на Северном Кавказе шариатские суды были узаконены повсюду, где они существовали, — в Дагестане, Чечне, Ингушетии, Северной Осетии, Адыгее, Кабарде, Карачае.
И. В. Сталин, в ту пору нарком по делам национальностей, выступая 13 ноября 1920 года на Чрезвычайном съезде народов Дагестана от имени правительства РСФСР, заявил: «До нашего сведения также дошло, что враги Советской власти распространяют слухи, что Советская власть запрещает шариат. Я здесь от имени правительства Российской Советской Федеративной Социалистической Республики уполномочен заявить, что эти слухи неверны. Правительство России предоставляет каждому народу полное право управляться на основании своих законов и обычаев»
Такой же позиции придерживался и влиятельный С. М. Киров. Зимой 1921 года на Учредительном съезде Горской ССР он обещал горским депутатам: «Если вы желаете судиться по шариату — судитесь по шариату, это дело ваше в том смысле, что очевидно, только такая форма суда в данном случае понятна народу».
Большевики же в начале 1920-х годов искали союза с мусульманским освободительным движением. Пока советская власть была слаба, большевики пытались привлечь на свою сторону мусульманские народы, поддерживая шариат в ущерб адату. Ставка большевиков на ислам и шариат в 1920- е годы оказалась верна.
Так, в Дагестане советская власть была установлена благодаря поддержке Советов со стороны партизанских отрядов во главе с накшбандийским шейхом Али-Хаджи Акушинским, с 1918 года занимавшим должность шейх ул-ислама — своего рода муфтия Северного Кавказа.
В Кабарде и Карачае в установлении советской власти принимали участие представители либерально настроенной мусульманской интеллигенции, получившие в советских документах имя «шариатистов». Их лозунгом было: «Да здравствует Советская власть, шариат и объединение народа!» Среди них многие одновременно работали в шариатских судах и занимали видные советские и партийные посты. Например, «шариатист» Н. Катханов командовал войсками Нальчикского военного округа.
Назир Катханов, один из известных и популярных советских политиков Кабардино-Балкарии, считавший лозунги Советской власти и Ислама совместимыми. Расстрелян в 1928 году. Фото из личного архива автора.
В Адыгее в органах советской власти в Екатеринодаре ( Краснодар был столицей Адыгейской автономной области) работали люди, получившие духовное образование в Египте и Стамбуле, а шариатские судьи сохранили свой статус, которым обладали в имперский период. Они использовались Советами как медиаторы и контактеры при сложных переговорах с аульским населением и при организации различного рода благотворительных сборов.
В Адыгее, в ауле Адамий, в 1925 году прошел религиозный съезд, собравший почти 400 мусульман, на котором некоторые положения Корана были признаны соответствующими лозунгам Советской власти.
На всем Северном Кавказе шариатская десятина – закят – активно использовался для закупки сельскохозяйственной техники, помощи колхозам, строительства и ремонта школ. Суммы, собираемые через шариатские сборы, были внушительны - на собраниях крайисполкома в Ростове во второй половине 1920-х годов они считались важным источником финансирования.
Продолжение следует…