Аталычество - зачем это было нужно?
НАСТОЯЩИЙ МАТЕРИАЛ (ИНФОРМАЦИЯ) ПРОИЗВЕДЕН И РАСПРОСТРАНЕН ИНОСТРАННЫМ АГЕНТОМ ООО "МЕМО", ЛИБО КАСАЕТСЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ИНОСТРАННОГО АГЕНТА ООО "МЕМО".
В ближайших постах – что такое аталычество? Почему в средневековье и новое время кавказские дети часто отдавались на воспитание в чужие семьи? И с кем сегодня остаются дети тех, кто уехал на заработки в Москву, Питер, Ростов или Ставрополь? Трансформация обычая – или новые реальности?
Аталычество – обычай воспитания детей в чужой семье, распространенный почти у всех народов Северного Кавказа. Он был более распространен среди высших сословий, иногда среди зажиточных крестьян - отдать ребенка на воспитание, также как и принять чужого ребенка на воспитание в семью было довольно-таки затратным делом. По социальной лестнице семья аталыка (воспитателя) стояла ниже семьи, ребенок из которой отдавался на воспитание.
Черкесский историк Хан-Гирей писал - «князья издавна для увеличения своей силы искали все возможные средства, чтобы привязать к себе дворян, а эти для всегдашней защиты и вспомоществования себе во всех случаях желали более сблизиться с князьями. Для такого обоюдного сближения нашли вернейшим средством воспитание детей, которое, связывая два семейства родством, приносило обоюдные выгоды».
Хотя аталык всегда получал от семьи своего воспитанника щедрые подарки, обычай отдавать детей на воспитание связан отнюдь не с материальными мотивами – главное, что он расширял круг некровных родственников. «Молочное родство у абхазцев, считается отнюдь не менее важным, чем кровное. Лицо из фамилии, которая находится в молочном родстве с другою фамилией, не имеет права вступать в брак с кем бы то ни было из членов этой последней фамилии – хотя бы то были отдаленные родственники», - написано в одном из источников об абхазах.
Во многих семьях Северного Кавказа всегда находились на воспитании дети из чужих семей. Рисунок из книги "Черкесы в рисунках европейских художников 18-19 века". Майкоп, 2009.
Ребенок (воспитанник) находился в семье аталыка при полной или почти полной его изоляции от своей родной семьи, что способствовало психологическому сближению воспитанника с семьёй аталыка. Классическое аталычество предполагало, что ребёнок отдавался на воспитание сразу же после рождения и возвращался домой уже юношей (либо с наступлением совершеннолетия в возрасте 15-16 лет, либо ко времени женитьбы). У некоторых адыгских субэтносов , у осетин и ногайцев, ребёнка могли взять позже, а вернуть значительно раньше.
Зачем вообще был нужен такой обычай? Он, казалось бы, из начала 21 века видится чем-то, что ведет к отчуждению детей и родителей. Но каждый обычай имел свое функциональное значение в культуре. Есть несколько объяснений обычая аталычества. Остановимся на наиболее популярных. По одной из версий - сыновей отсылают из дома, чтобы они не росли избалованными и чтобы одновременно избежать конфликтных ситуаций, связанных с возможным в будущем соперничеством отца и сына и т. п. Мне кажется неубедительно. И слишком отдает Фрейдом.
Вторая версия. Аталычество – это форма избегания между отцом и ребенком, характерная для родового строя. Аталычество как реликт якобы ограничивало личные контакты между родителями и детьми.
Некоторые считают, что люди, отдавая своих детей в чужие семьи, специально развивали формы искусственного родства, чтобы укрепить внутриобщинные связи и усилить феодальную зависимость более низших сословий.
Наконец, якобы в семье аталыка ребенок может научиться таким навыкам, которым трудно овладеть в родительской семье. Выносливости, терпению, умению ладить с людьми и т.д.
Наиболее вероятно, что смысл аталычества заключается в том, что крестьяне всегда стремились иметь связи в среде аристократов. Искусственное же родство дворян и князей с крестьянами, в свою очередь, давало элитам возможность иметь широкую социальную опору. Для прекращения кровной мести и межсословных конфликтов система аталычества была очень кстати – она гасила социальные конфликты без боевых действий и других неприятных вещей.
Наконец, например, аталыческие связи крымских ханов с Черкесией были инструментом расширения символических географических границ этноса, вывода его за пределы своей исторической территории, введение в международную систему взаимодействия. Об остальном - в следующих постах..)))