Памятники и политика на Северном Кавказе. 2000-е годы. Вспомнить все...
НАСТОЯЩИЙ МАТЕРИАЛ (ИНФОРМАЦИЯ) ПРОИЗВЕДЕН И РАСПРОСТРАНЕН ИНОСТРАННЫМ АГЕНТОМ ООО "МЕМО", ЛИБО КАСАЕТСЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ИНОСТРАННОГО АГЕНТА ООО "МЕМО".
В 2000-е годы в памятниках активно увековечивается память о ранее закрытых исторических темах и событиях.
В 1990-е годы в сознании народов Северного Кавказа происходят колоссальные изменения, если не сказать – культурный шок. То, о чем раньше шептались на кухнях, выливается в открытые публичные дискуссии, появляются возможности обсуждения таких исторических тем, на которые в СССР было наложено табу, открываются архивы, начинается настоящая «конкуренция конференций» по исторической проблематике.
Одной из таких тем стала Кавказская война, практически неизвестная простому человеку с Кавказа до 1990-х. То, что люди узнали о событиях середины 19 века, перечеркнуло в их сознании представление о череде добровольных присоединений, которые внедрялось советским идеологическим календарем. Кавказская неизвестная война вдруг предстала в потоке публикуемых прежде всего в местной прессе исторических документов, в телепередачах на местных ТВ. Историки, как аятоллы в Иране, стали почти что властителями дум, особенно - молодого поколения.
У этой войны, как оказалось, были свои герои, свои трагические последствия, среди которых разрушение культурных кодов, стирание с исторической карты целых народов (какими были убыхи), трагическая депортация народов Западного Кавказа - черкесов, абхазов, абазин - в Османскую Турцию.
В Адыгее, Кабардино-Балкарии, Карачаево-Черкесии в 1990-2000-е ставятся памятники жертвам Кавказской войны – где-то, как в Нальчике, монументальные...Мне кажется, это очень удачный в своем решении памятник и мудрый по своему главному посылу - Кавказская война сделала жертвами всех, кто был в нее вовлечен..
Памятник жертвам Кавказской войны XVIII-XIX вв. в Нальчике
где-то – как в ауле Понежукай в Адыгее, скромные, сдержанные и достойные...
Памятник защитникам Черкесии открыт в ауле Понежукай, Адыгея в 2010 году
Вообще, 2000-е годы - это время народной инициативы в установке памятников - люди сами, не дожидаясь решений чиновников, берут ответственность за маркирование той территории, где живут. Первый памятник защитникам Черкесии, например, был установлен на кургане за аулом Хьэгъундыкъуей (Али-Бердуковский) в КЧР (на фото - справа). В мае 2009 года общественники КЧР установили памятник на одном из кладбищ республики ( на фото - слева). Была идея, чтобы аналогичные памятники были поставлены на всех кладбищах Адыгеи, КБР и КЧР.
На табличке выгравированы стихи М. Бемурзова - " погибшим на пути изгнания ... памятник этот, камень.. черкес, остановись и молча поскорби".
В поселке Большой Кичмай Лазаревского района Сочи памятник адыгам, павшим в Кавказской войне, был открыт в 2008 году. Памятник поставлен усилиями обычных людей - общественных организаций причерноморских адыгов-шапсугов, коллектива школы поселка Большой Кичмай и за счет частных пожертвований.
Памятник павшим в Кавказской войне. Поселок Большой Кичмай.
Где-то, как в Майкопе, ставятся памятные камни, которые за столько лет, к нашему стыду, так и не стали памятниками…
Сейчас у нас, как говорят, нет государственной идеи, нет интеграционного проекта - это сказывается и при сооружении памятников. Страна вроде бы у нас одна - а история, оказывается, у каждого своя. Это памятник казакам-лабинцам, "которые отдали жизнь за Веру, Царя, Отечество в Кавказскую войну при защите станицы от горцев с 1841 по 1864 годы. Чугунные плиты памятника были отлиты в начале XX века", - говорится на официальном сайте Лабинска.
Мне очень нравится проект памятника Арсена Гушапша, презентованный в Сочи в прошлом году на фестивале «Кунаки». Памятник состоит из двух массивных скульптурных композиций. Одна каменная фигура – черкесского всадника на коне, – по замыслу автора, должна быть установлена на черноморском побережье Кавказа, в районе Сочи...
вторая – матери с двумя детьми – на черноморском побережье Турции....
Внутренние пространства скульптур высотой 20-30 метров, предполагается использовать под исторические музеи, посвященные периоду Кавказской войны и ее последствиям. На фестивале «Кунаки» Сулиета Кусова, его председатель и инициатор, мудро сказала, что Черное море стало общим местом трагедии – как в XIX веке оно поглотило черкесов, так почти через 60 лет оно поглотило элиту русского общества, которая бежала от «красного колеса» и покидала свою родину той же дорогой в Стамбул.
Для балкарцев, карачаевцев, чеченцев и ингушей такой же трагической историей и такой же пронзительной болью стали депортации в 1940-х годах – целые народы в одночасье были «утрамбованы» в вагоны и выброшены в степях Казахстана. Лишенные родины, своей элиты, возможности получать образование на родном языке, они не утратили самого главного – ощущения почвы под ногами, своих корней, своей исторической памяти, с достоинством вернулись на родину, а в 1990- 2000-е впервые стали ставить памятники, чтобы не забыть это «смутное время».
Памятник жертвам политических репрессий в Назрани...
Это первый на Северном Кавказе музей, посвященный всем репрессированным народам России. Открыт в 1997 году. Древние ингушские родовые башни, опутанные колючей проволокой, - это сильный ход...
Мемориал жертвам репрессий балкарского народа в Нальчике открыт в 2002 году
фото с сайтов club.foto.ru eagle.ucoz.ru elot.ru