Северный Кавказ в плакатах 1980-2000-х гг.
НАСТОЯЩИЙ МАТЕРИАЛ (ИНФОРМАЦИЯ) ПРОИЗВЕДЕН И РАСПРОСТРАНЕН ИНОСТРАННЫМ АГЕНТОМ ООО "МЕМО", ЛИБО КАСАЕТСЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ИНОСТРАННОГО АГЕНТА ООО "МЕМО".
На плакате Кундышева про День образования СССР - одно из редких изображений кавказских горцев в плакатной живописи 1980-хгг. На плакате 15 фигурок в национальных костюмах, символизирующих соответствующие республики СССР. Горец и две девушки в кавказском костюме - судя по всему, символизирует Грузию, Армению и Азербайджан. А заодно и вообще являются собирательными образами всех кавказских народов. Сегодня, из 2010 года, зная, что система под названием СССР рухнула в одночасье через 6 лет после публикации этого плаката, он вызывает грусть и совсем не те ассоциации, ради которых был написан. Фигурки смотрятся как куклы и муляжи, а надпись СССР кажется хрупкой конструкцией, которую не состоянии спасти никакие усилия тех, кто держит ее в руках. А руки, вскинутые вверх с букетами цветов, выглядят как прощальный жест... Как будто это плакат-расставание с СССР.
Кундышев В.К. З0 декабря - День образования СССР. 1985.
В 1990-х Северный Кавказ и горцы надолго исчезают как тема для художников-плакатистов - и как самостоятельный сюжет, и в контексте проблем, которыми жила вся страна. Интересен плакат Островского, посвященный Чечне.
Островский В.И. Чечня - боль и горечь России. 1995.
В нем Чечня осмысляется не как кавказское пространство, на плакате нет ни одного символа, отражающего кавказскую специфику, а идея плаката - угроза разрушения России - передается за счет средств, символов, образов, характерных для Великой Отечественной войны. Такие красные звезды изображались обычно на "вечных огнях". Надпись "Чечня - боль и горечь России" специально сделана неровно - буква "Ч" словно отделяется и падает в пропасть, вниз. А слово "Россия" вообще не вмещается в формат рисунка. Тревожность, хаос, обрушение привычного мира и порядка автор передает и за счет черного цвета - фонового для плаката.
Зверева Л.В. Россия и Северный Кавказ. Согласие и дружба. 2000
Совершенно случайно обнаружила этот милый плакат, написанный художницей Зверевой в 2000 году. Он выполнен как имитация почтовой открытки с двумя марками. Одна марка - это кавказский горец на фоне гор и пасущихся овечек; он, естественно, символизирует Северный Кавказ. Другая марка - молодая девушка в традиционном русском костюме на фоне поля и собраннных снопов сена. Это символ России. Рисунки сделаны в такой стилистике, что отсылают нас к детским книжкам и детским воспоминаниям о царевнах -несмеянах и дедушке Морозко. "Нужно только выйти за рамки своих стереотипов и границ и пойти навстречу друг другу и тогда воцарится мир и согласие", - это совсем простые истины, которые хотел донести художник..
Сегодня, в 2010-х, плакат фактически исчез, он уже не является таким действенным инструментом воздействия на сознание людей, да и среди художников давно нет мастеров уровня Кукрыниксов или Тоидзе. Но образы горцев появились в телевизионных шоу. О том, какое послание несет СевКав ТВ и Жорик Вартанов - читайте в следующем посте.
А вот ссылку на последний плакат мне прислал Гедонист, который постоянно мне пишет комменты... Спасибо, Гедонист)))
Этот календарь заказала фирма Ростелеком, и каждый художник посвящал свой "месяц" какому-то одному народу России. Август достался кабардинцам. Худжоник - Аня Всесвятская. И чего тут только нет -полный набор - и старейшины с барабанами, и джигит на коне, и его кабардинская муза, и горные заснеженные вершины, и породистые скакуны.. Кому как не кабардинцам можно посвятить август, лучший месяц на Кавказе...очень с юмором и по-доброму)
старейшины с барабанами, и джигит на коне, и его кабардинская муза, и горные заснеженные вершины, и породистые скакуны..