Северный Кавказ в советских плакатах. 1920-1930-е гг.
НАСТОЯЩИЙ МАТЕРИАЛ (ИНФОРМАЦИЯ) ПРОИЗВЕДЕН И РАСПРОСТРАНЕН ИНОСТРАННЫМ АГЕНТОМ ООО "МЕМО", ЛИБО КАСАЕТСЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ИНОСТРАННОГО АГЕНТА ООО "МЕМО".
Образы, характерные для кавказской культуры, используются в плакатах, посвященных борьбе с Врангелем. Один из таких плакатов - Чортова Кукла, где Врангель изображается одетым в бурку с газырями, однако в плакате бурка не осмысливается как кавказский атрибут.
Д.С. Моор. Чортова кукла. Плакат. 1920
Сделан для литературно-издательского отдела ПУРа.
Текст плаката:
"Из-за моря, из-за гор вылез Врангель-живодер яро.
Эй, армеец, не дремли, не давай своей земли барам.
Развернулася рука, двинул красный под бока ловко.
На штыке-от, глянь, народ, вместо Врангеля - урод, головка.
А под буркою сокрыты тайна черная, бандиты, черти.
Эк их, сколько жирных рож. Мильеран, и Джордж, и Фош - ждут смерти.
Мы покуда отдохнем, а потом и их спихнем в море.
Туча черная уйдет, и народное пройдет горе".
С началом социалистических преобразований тему братства народов, о которой я писала в предыдущем посте, заслоняют другие. Важнейшими из них являются: освобожденная женщина советского Востока, колхозы и сталинская конституция.
В плакатах появляется некий обобщенный образ освобожденной женщины Востока, которая уже теряет всякую этническую принадлежность и называется просто «советская женщина». Образ с одной стороны, безличен, что усиливается бежево-коричневой гаммой плаката. С другой – в нем совмещаются детали, которые можно одинаково отнести к центральноазиатской и кавказской культурам (платок, покрывающий голову) или только к центральноазиатской (мальчик на плече женщины - в характерной азиатской тюбетейке).
1930-е гг. – это время борьбы с неграмотностью, перевода кавказских письменностей с латиницы на кириллицу. Однако как ни странно, плакатов на эту тему, ориентированных специально на Кавказ, практически нет. Очень редкий экземпляр посвящен Азербайджану. На плакате "закрепощенных женщин Востока" учит писать, видимо, уже "раскрепощенная женщина Востока", голова которой повязана красным платком в характерной для 1930-х гг. манере.
В 1936 году происходит эпохальное событие - была принята Конституция СССР 1936 года, часто называемая «Сталинская конституция» или — «Конституция победившего социализма». Серьезное внимание в новом законе было уделено правам граждан СССР, что и нашло отражение и в плакате, где кавказский горец на равных с представителями всех народов СССР приветствует свою столицу Москву и Кремль как символ советской власти. Романтичный букетик цветов в руках у горца делает его образ немного комичным - и до сих пор в кавказской традиции мужчины не ходят с букетами цветов.
В 1930-е развиваются колхозы, такая форма хозяйствования на селе, при которой средства производства (сельскохозяйственные земли, пашни, оборудование, скот в том числе и КРС, семена и так далее) находились в общем управлении участников колхоза, а результаты совместного труда распределяются общим решением участников.
На плакате несколько образов, представляющих многонациональное население СССР, справа, словно затерянный между народами Средней Азии и за широкой спиной женщины-колхозницы, едва виден горец в папахе.
О о Кавказе в советском плакате в период Отечественной войны и в 1950-х гг. - в следующих постах..