Бурка горцу - вместо дома. Бурка и пространство смерти.
НАСТОЯЩИЙ МАТЕРИАЛ (ИНФОРМАЦИЯ) ПРОИЗВЕДЕН И РАСПРОСТРАНЕН ИНОСТРАННЫМ АГЕНТОМ ООО "МЕМО", ЛИБО КАСАЕТСЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ИНОСТРАННОГО АГЕНТА ООО "МЕМО".
Бурка связана с представлениями не только о родном доме, о своей территории, но и с представлениями об особом, сакральном пространстве.
Один из казачьих историков писал, что каждый «воин черкесского сборища, затевающего открытый набег, бросает на разостланную бурку камешек. Все брошенные камешки сосчитываются и таким образом предводители сборища получают сведения о численном составе вооруженной силы. … Такова строевая отчетность людей, почитающих унизительным прямой счет человеческих личностей».
Бурка – это территория, на которой проводился поединок кровных родственников. В Абхазии вовремя поединка между двумя врагами расстилали бурку, они становились на противоположные концы спиной друг к другу с пистолетами в руках. И после счета на три посредника, который и ставил их на бурку, разворачивались лицом друг к другу и стреляли в упор.
Алим Кешоков с своем романе «Зеленый полумесяц» описывает тяжелое психологическое состояние своего героя, используя тему ритуального поединка. «Иналу представлялось, что он как бы раздволился, на одной бурке встретились два Инала, и в единоборстве они должны были решить, кто из двоих останется на ногах, на бурке, а кому – быть завернутым в бурку».
Бурке отводилось особое место и в похоронной обрядности. Известный осетинский этнограф Борис Калоев писал, что в Осетии в каменный ящик покойника клали одетого с головы до ног в новую одежду и завернутого в войлок или бурку».
Во время обряда посвящения коня покойнику, как пишет Калоев, «оседланного коня покрывали буркой или траурным покрывалом (в центральной Осетии – большим головным платком вдовы), на седло вешали башлык, кнут, треножку, а если покойник умел хорошо обращаться с оружием, то и ружье».
Юрию Ботякову одна из информаторов из Адыгеи сообщила, что друг ее отца, узнав, что последний погиб в результате репрессий, дал зарок в течение года не бриться, спать на полу, подложив под голову седло и накрывшись буркой».
В фольклоре кабардинцев связь бурки с пространством смерти проступает очень определенно, счиатет Юрий Ботяков. Смерть в нартских сказаниях определяется целой серией символов – герой, завернувшись в бурку, несколько дней лежит без движения.
Использование бурки в похоронном обряде неслучайно – бурка как походная одежда идеально соответствует идее перехода, дальней дороги из мира людей в мир мертвых.