Бурка горцу - вместо дома. Продолжение..
НАСТОЯЩИЙ МАТЕРИАЛ (ИНФОРМАЦИЯ) ПРОИЗВЕДЕН И РАСПРОСТРАНЕН ИНОСТРАННЫМ АГЕНТОМ ООО "МЕМО", ЛИБО КАСАЕТСЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ИНОСТРАННОГО АГЕНТА ООО "МЕМО".
Бурка не только скрывала человека, но и символически замещала его. Это свойство было обусловлено самой фактурой бурки и находило практическое применение. Историк XIX века В.А. Потто, описывая службу донских казаков на Кубани, подчеркнул: «Действительно, кордонная служба находилась у них в младенческом состоянии… казак … на вышке оставлял ружье с накинутой буркой и надетой папахой. Если посмотреть издали, особенно снизу - точь- в -точь стоит часовой».
Этнолог Юрий Ботяков в одной из своих статей приводит пример, как Зелимхан выбрался из окруженной казаками пещеры – он выбросил с крутого склона мешок в бурке, что казакам показалось, что выпрыгнул сам Зелимхан.
Бурка обладает удивительной способностью обезличивать человека, стирать конкретные, личностные черты. В фольклорных текстах многих кавказских народов бурка неслучайно сравнивается с такой субстанцией, как туман, а герои нартского эпоса вместо бурки укутываются туманом.
Юрий Ботяков пишет, что сочетание бурки и башлыка – идеально, оно напоминает монашеское облачение – рясу и капюшон. Главное назначение такой одежды – нивелировать индивидуальные черты, показать принадлежность к некоему замкнутому сообществу.
Интересное изображение бурки на рисунке неизвестного художника в журнале
The Illustrated London News. June 3,1854. Черкесы.
Бурка использовалась горцами не только как одежда, очень часто она заменяла им в горной местности жилье и могла играть роль заслона, будучи наброшенной на воткнутые в землю колья.
Есть и еще одна ипостась бурки, которая осмысляется через фольклорные тексты. Бурка воспринимается как кров, в широком смысле – как Дом, территорию, где соблюдаются определенные правила и действуют определенные табу.
Об этом – в следующем посте.