"Дайте Кавказу мир и не ищите земного рая на Евфрате...Он здесь, он здесь!"
НАСТОЯЩИЙ МАТЕРИАЛ (ИНФОРМАЦИЯ) ПРОИЗВЕДЕН И РАСПРОСТРАНЕН ИНОСТРАННЫМ АГЕНТОМ ООО "МЕМО", ЛИБО КАСАЕТСЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ИНОСТРАННОГО АГЕНТА ООО "МЕМО".
Сможет ли развитие туризма на Кавказе, в случае успешной реализации инвестиционного проекта по развитию туристического кластера, подтвердить слова писателя 19 века Александра Бестужева (Марлинского)?
Туристический кластер – это развитие пяти курортов на Северном Кавказе. Мамисон (Северная Осетия), Архыз (КЧР), Матлас (Дагестан), Эльбрус-Безенги (КБР), Лагонаки (Адыгея).
Под амбициозный проект заложено два бюджета сочинской олимпиады, в идеале он должен привести к увеличению валового регионального продукта на территориях, где развиваются курорты, в два раза, обеспечить приток туристов на Северный Кавказ до 2-6 млн человек и обеспечить примерно 160 тыс. рабочих мест.
Однако есть уже очевидные риски – во-первых, риски имиджевые. Регион в массовом сознании воспринимается как неспокойный, связанный с повышенной опасностью. Несмотря на то, что у экстремального туризма есть свои поклонники, вряд ли среднестатистический европейский обыватель (а именно на такой контингент рассчитывают инициаторы проекта) предпочтет «горячий» кавказский отдых спокойному налаженному туризму в Альпах. Некоторые эксперты говорят, что для охраны будущих кавказских курортов потребуется столько средств, что это повысит стоимость туров в разы.
Еще одна опасность – будут ли кавказские горцы готовы к тому, чтобы работать в сервисе так же, как это делают, например, турки – т.е. быстро, улыбаясь, бегать вокруг клиента с подносами и вовремя убирать грязные тарелки и салфетки? Очень сомневаюсь. Поэтому на работу придется завозить кого-то, тогда проект не достигнет одной из главных целей – дать людям работу и снизить социальное напряжение.
Наконец, не будут ли распилены все эти большие деньги – 60 млрд. руб. госинвестиций - как это уже не раз случалось на масштабных проектах?
Я уже не говорю об экологических рисках….