Месть и Закон

НАСТОЯЩИЙ МАТЕРИАЛ (ИНФОРМАЦИЯ) ПРОИЗВЕДЕН И РАСПРОСТРАНЕН ИНОСТРАННЫМ АГЕНТОМ ООО "МЕМО", ЛИБО КАСАЕТСЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ИНОСТРАННОГО АГЕНТА ООО "МЕМО".

Там поразить врага не преступленье;
Верна там дружба, но вернее мщенье;
Там за добро — добро, и кровь — за кровь,
И ненависть безмерна, как любовь

Кровная месть является одной из многих тем, с помощью которых происходит  мифологизация современной кавказской повседневности, а знаменитые строки из лермонтовского «Измаил-бея» как будто бы служат лучшим подтверждением для тех, кто готов принять экзотическую лубочную картинку Кавказа за реальную.

На самом деле кровная месть – универсальный обычай отмщения за убийство, ранение, увечье, оскорбление, захват земли, характерный для догосударственной жизни. Кавказ вплоть до 20-х - 40 гг. ХХ века оставался одним из регионов мира, наряду с Албанией, Сербией, Корсикой, Южной Италией, Японией, где традиция кровной мести во взаимосвязи с традицией примирения кровников была жива и служила стабилизирующим социум фактором.

В обществах, не знавших государственных институтов, кровная месть была по сути своей самозащитой и не просто обязанностью, но и священным долгом. Сначала за обиду весь род потерпевшего мстил всему роду обидчика, но с течением времени круг мстителей и обидчиков сужался и, в конце концов, ограничивался только самыми близкими родственниками. Если на Кавказе же задевалась честь женщины или семьи, то месть могла длиться десятилетиями и даже столетиями. Известный современный кавказовед Владимир Бобровников пишет, что в даргинском селе Кадар два тухума враждовали около 200 лет, с XVII до 60-х гг. XIXвека.

Однако, как остроумно подметил в одном из комментов к моему посту об абреках некто Larsen, «никто не хотел умирать», и каждое общество вырабатывало противовесы, т.е. традиции, сдерживающие и ставящие пределы кровной мести. Система композиций (от лат. Compositio – примирение) предусматривала выплату стороной виновного денежных или натуральных штрафов по нормам обычного права, поскольку до введения шариата и русского имперского законодательства кавказские горцы не знали таких форм общественного наказания, как заключение в тюрьму и телесные наказания. «О телесных наказаниях не имели и понятия», - писал Хан-Гирей, один из первых черкесских историографов.

Леонтий Люлье, исследователь кавказского быта XIX века, писал: «У горцев кровомщение ни есть необузданное, неудержимое чувство, вроде вендетты корсиканцев; это скорее обязанность, налагаемая честью, общественным мнением, требованием крови за кровь».

 

Кто знает, возможно, кавказский горец, решивший отомстить, в XIX веке веке выглядел именно так?  Рисунок Александра Орловского. Фото любезно предоставлено Самиром Хотко.

Шкала возмещений «за кровь» была строго регламентирована – все зависело от сословной принадлежности потерпевшего. Чиновники Терско-Кубанской сословной комиссии начала ХХ века писали в своем отчете: «Плата за кровь убитого князя не может быть исчислена. По выражению горцев, кровь убитого пши (князя) наполняет собой всю глубину ущелья, в мрачную бездну которого со страхом падает взор могильного ворона». Адат предписывал, что кровная месть не могла быть обращена против вышестоящего лица, и выплаченный штраф в этом случае, как правило, значительно превосходил нанесенный ущерб. Компенсация взымалась крупным и мелким скотом, лошадьми, оружием, тканями, металлической (медной) посудой, рабами и крепостными. В Чечне и Дагестане практиковалась высылка убийцы и его ближайших родственников за пределы селения. Тот же Владимир Бобровников пишет, что в Дагестане несколько селений основано кровниками, бежавшими от кровомщения.

Положение кровника регулировалось обычаем гостеприимства. Отношение к гостю, восторженно описанное всеми европейцами, посетившими Северный Кавказ в средние века и новое время, основывалось на двух принципах: гостеприимство распространялось на любого человека, который переступил порог кавказского дома; ради гостя хозяин был обязан жертвовать своей жизнью. Это позволяло беглецам-кровникам успешно уходить от своих преследователей.

О том, какие изменения претерпел обычай кровной мести в имперскую эпоху, как мирили кровников в СССР и почему обычай стал актуален на современном Северном Кавказе – читайте в следующих постах.