Зара Тлюстен (Абрегова): "Альмир не мыслил Республику Адыгея без исторического флага черкесов"

НАСТОЯЩИЙ МАТЕРИАЛ (ИНФОРМАЦИЯ) ПРОИЗВЕДЕН И РАСПРОСТРАНЕН ИНОСТРАННЫМ АГЕНТОМ ООО "МЕМО", ЛИБО КАСАЕТСЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ИНОСТРАННОГО АГЕНТА ООО "МЕМО".

25 апреля – День черкесского флага. Черкесский (адыгский) флаг – не только государственный флаг Республики Адыгея, но и символ, означающий духовное единство адыгов всего мира.

К возвращению адыгского флага причастно немало людей.  В 1992 г. парламент Адыгеи, принял судьбоносное решение, утвердив исторический флаг черкесов в качестве государственного символа Республики Адыгея.

Особую роль в возвращении черкесского флага и утверждении его в качестве государственного символа сыграл Альмир Нухович Абрегов (1945-2017), один из ярких лидеров черкесского национального движения 1990-2000-х гг., историк, в то время возглавлявший Национальный музей Республики Адыгея.

В преддверии праздника я записала короткое интервью с Зарой Нуховной Абреговой-Тлюстен, родной сестрой Альмира Абрегова.

Интервью краткое, но очень содержательное. Оно дает нам почувствовать то, что историки, говоря о какой-то проблеме, называют «личное измерение»:

«Альмир  учился в Нальчике, в Кабардино-Балкарском государственном университете, на отделении иностранных языков. Сначала он специализировался на немецкой филологии, а потом,  отучившись четыре года, перешел в английскую группу и проучился еще 5 лет.  Это был его сознательный выбор, у него было страстное желание  прочитать всю ту литературу, которая существует об адыгах на английском языке. Он был очень увлечен историей черкесов, для него это было близко. Еще тогда в комнате, где он жил, у него висел зеленый черкесский флаг со стрелами и звездами. Не знаю, в какой форме он был – сшитый или, возможно, это был рисунок….

Для него этот зеленый флаг со 12 звездами и тремя перекрещенными стрелами был символом, которому он придавал очень большое значение. Он, будучи студентом, читал английские источники и знал историю появления этого флага.  Чувство внутренней свободы играло для него большую роль, и события Кавказской войны и последующее рассеяние черкесов по миру он воспринимал очень остро и тяжело.

Альмир воспринял демократические изменения 1990-х гг. как струю свежего воздуха, как обновление. Это давало надежду на перемену статуса Адыгеи, на растабуирование и осмысление темы Кавказской войны, на построение отношений с черкесской диаспорой на новом уровне.

 Адыгея раньше была автономной областью в составе Краснодарского края, и вся жизнь, не только финансирование, строилась по остаточному принципу. Образно говоря, надо было, чтобы все были подстрижены одинаково, это ему претило, Альмир с юности был индивидуалистом.

Он приветствовал, что Адыгея повысила свой государственный статус, стала республикой. Он лелеял надежду, что флагом Адыгею будет исторический флаг черкесов. Альмир был одним из инициаторов общественного движения «Комитет 40», куда вошли представители интеллигенции, поддержавшие статус республики и выступившие с целым комплексом демократических предложений, в том числе с инициативой продвижения в парламенте Адыгеи исторического флага Черкесии в качестве государственного.

В Национальном музее Адыгеи, директором которого он был в то время, был фактически создан штаб, а сам Альмир написал аналитическое обоснование для предоставления в Геральдическую комиссию.

Когда парламент Адыгеи в 1992 г. после непростого голосования утвердил зеленый флаг с 12 звездами и тремя перекрещенными стрелами  в качестве государственного символа Республики Адыгея, Альмиру передали адыги Турции специально сшитый для него флаг.

Альмир сказал: «Когда я умру, накройте меня этим флагом».  

На похоронах Альмира Абрегова в 2017 г. Адам Богус выступал с речью, и вдруг из-за его спины вышли два молодых человека из Адыгэ Хасэ Адыгеи, раскрыли флаг и накрыли Альмира. Этот момент я не забуду никогда…».

Рисунок исторического флага черкесов из книги англичанина Э. Спенсера "Путешествия в Черкесию". Третье издание. Лондон, 1839.