Три фильма о бесланской трагедии. Важные вопросы. Что делать с праздником 1 сентября?

НАСТОЯЩИЙ МАТЕРИАЛ (ИНФОРМАЦИЯ) ПРОИЗВЕДЕН И РАСПРОСТРАНЕН ИНОСТРАННЫМ АГЕНТОМ ООО "МЕМО", ЛИБО КАСАЕТСЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ИНОСТРАННОГО АГЕНТА ООО "МЕМО".

1 сентября 2019 года исполнилось 15 лет трагедии Беслана.  К этому дню вышло много материалов, в том числе три фильма  – работа журналистов «Дождя», фильм «Новой газеты», фильм Юрия Дудя.

В фильмах практически нет тех самых страшных кадров, история бесланской трагедии рассказана через истории людей – бывших заложников, журналистов, для которых Беслан стал частью жизни, участников комиссии Госдумы,  не согласившихся с официальной версией..

Женщины из «Матерей Беслана» говорят очень важные слова и становятся родными… Голос за кадром в фильме «Новой газеты» не отпускает, когда фильм уже просмотрен несколько часов как… Девушка Мадина в инвалидном кресле из фильма Дудя – откуда в человеке столько света после пережитого? Особенно поразила Марина, выращивающая на продажу фиалки – не жалуется, не причитает, не заламывает руки. Зарабатывает честным трудом, сама похожа на свои фиалки…

Не обошли и сюжет, когда «матери Беслана» обратились к Грабовому, и из уст матерей эта тема совсем с другими акцентами...

Руслан Аушев, как всегда, ведет себя достойно. И на прямой вопрос – почему вдруг «исчез с радаров» президент Ингушетии Зязиков, которого в числе других (А. Дзасохов, Л.Рошаль, А.Аслаханов) боевики вызывали в школу и готовы были обменять на заложников – отвечает прямо: «Трус потому что».

Все фильмы так или иначе ставят острые вопросы:

1.     Сколько на самом деле было заложников и почему официальные цифры занижались в разы?  А их было 1128. 1128 человек…

2.     Как боевикам удалось пройти на машине, забитой людьми и боеприпасами, в Беслан незамеченными?  

3.     Надо ли вести переговоры с террористами?

4.     Почему 3 сентября начался штурм, который, и это было ясно заранее, неизбежно повлек колоссальные потери и среди заложников, и среди спецназа?

5.     Почему 2 часа не тушили пожар после взрыва, а приехавшие пожарные машины, два дня стоявшие наготове, были практически без воды?

6.     Взрывы, из-за которых погибли заложники, произошли изнутри, т.е. от устройств боевиков, или были результатом внешнего воздействия?

7.     Почему спортзал – а это, как и вся школа, место преступления –  на следующий день после штурма был спешно зачищен? Почему положенные в таких случаях следственные действия по анализу места преступления провели слишком быстро?

8.     Был ли вариант для другого развития событий, и причем здесь А. Масхадов?

9.     Почему люди вне Беслана забывают о Беслане?

Люди в кадре знают ответы..

Я сейчас в Майкопе, в отпуске. С утра 1 сентября на главной площади города готовились к празднику – Дню знаний. «Колбаса, ситро, мороженое»;  громкоговорители с музыкой, залезающей во все потаенные щели; особенно «крылатые качели», летящие со времен фильма про Электроника; праздничные шары всех цветов; а под вечер – кумир 1990х- Татьяна Овсиенко.

Если мы – одна страна, и Беслан случился не где-то там далеко, а случился у нас у всех, надо что-то решать с празднованием и ликованием 1 сентября…