"Мусульмане в светском государстве: взаимная адаптация или угроза конфликта?" Онлайн-дискуссия на Кавказском Узле

НАСТОЯЩИЙ МАТЕРИАЛ (ИНФОРМАЦИЯ) ПРОИЗВЕДЕН И РАСПРОСТРАНЕН ИНОСТРАННЫМ АГЕНТОМ ООО "МЕМО", ЛИБО КАСАЕТСЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ИНОСТРАННОГО АГЕНТА ООО "МЕМО".

23 августа в 10.30 по московскому времени на "Кавказском Узле" состоится онлайн-дискуссия «Мусульмане в светском государстве: взаимная адаптация или угроза конфликта?»  

Вопрос о том, как живут мусульмане в светском государстве, сохраняет свою актуальность в России и во многих регионах мира. Несмотря на то, что в РФ религия отделена от государства, существуют проблемы выстраивания отношений между государством и мусульманами.  

С одной стороны, в государственных документах РФ зафиксировано понимание того, что ислам — не чуждый для России феномен, а неотъемлемая часть российской истории и культуры, образ жизни нескольких миллионов российских граждан. С начала 1990-х гг. в России были построены тысячи новых мечетей, стала налаженной система организации хаджа, увеличилось число паломников, массовыми тиражами издается исламская религиозная литература, появились мусульманские высшие учебные заведения, мусульманская пресса и интернет-каналы. Несколько больших форумов всероссийского масштаба стали дискуссионными площадками для обсуждения проблем уммы России и отдельных регионов. Это свидетельствует о реализации права мусульман на свободу вероисповедания.

С другой стороны, нельзя не отметить существование в мире исламофобии, закрепляющей в массовом сознании людей устойчивое недоверие и даже страх к мусульманам и исламу, что ведет к самоизоляции мусульман, создает риски размежевания со светским сообществом и анклавизации в пределах одного региона.

Представление о том, что ислам — не только религия, но и особая цивилизация и культура, система духовных ценностей практически неизвестно тем, кто существует за рамками исламского дискурса. Среднестатистический обыватель воспринимает ислам как идеологию и политическую силу, угрожающую стабильности и целостности государства. Налицо крайне поверхностное и примитивное восприятие ислама или его инструментальное использование для целей, не имеющих с ним ничего общего.

Очевидно, что преодоление этой ситуации требует двустороннего движения и со стороны государства, и со стороны мусульман. Мусульмане ждут не только общих деклараций о гуманистическом потенциале ислама, но и реального учета специфики  исламских институтов, норм и практик. Проблемных зон, существующих во взаимоотношениях мусульман и светского государства, более чем достаточно. Например, слабая развитость социальной инфраструктуры, соответствующей исламским стандартам и ценностям ;нехватка коммуникационных пространств между мусульманами и светским сообществом. Совершение намаза в рабочее время, пересмотр графика рабочего дня в течение Рамадана, предоставление отпусков на время религиозных праздников, просьбы об организации специальных кладбищ и многое другое, признание полиюридизма  - возможно ли это? Где кончается тот предел, который станет уже нарушением конституционной светскости?

Эти и другие вопросы обсудим в ходе нашей онлайн-дискуссии.  

1. Повседневные религиозные практики и мусульманская инфраструктура (медицина, торговля халяльными продуктами, мусульманское образование, шариат в условиях полиюридизма) в мире и регионах РФ. С каким сопротивлением государства и общества сталкивается мусульманин при осуществлении повседневных религиозных практик?

2. Насколько развиты коммуникационные пространства между светским и мусульманским населением в вашем регионе? Нет ли стигматизации и самоизоляции мусульман? Продуктивные и позитивные примеры совместных культурных и социальных проектов.

3. Что нужно сделать для адаптации мусульман к условиям светского государства? Какие шаги нужно предпринять, чтобы отношение секулярного общества и государства к исламу стало адекватно месту этой традиционной для нашей страны религии в жизни современной России?  

В дискуссии участвуют: 

Якуб Беков, адвокат, кандидат юридических наук, Москва –Ингушетия

Анна Глянц, Брюссельский свободный университет

Алексей Гуня, доктор географических наук, Институт географии РАН, Москва

           Евгений Иванов, политолог, НИУ ГУ -ВШЭ 

           Александре Квахадзе, научный сотрудник GIFSIS

Лидия Курбанова, доктор социологических наук, Чеченский государственный университет

            Алим Махсутов, главный редактор проекта "Ногаеведение", Стамбул

Руслан Машитлев, кандидат исторических наук, координатор ДУМ Республики Адыгея и Краснодарского края по Краснодарскому краю.

Од Мерлин, Университет Брюсселя

            Зарина Саутиева, ассистент по проектам АНО «Астрея»/Проект «Правовая инициатива», Ингушетия, живет и работает в Москве

Денис Соколов, старший советник CSIS, Вашингтон

Ирина Стародубровская, кандидат экономических наук, руководитель научного направления «Политическая экономия и региональное развитие», Институт экономической политики имени Е.Т. Гайдара, Москва

Ольга Шафранова, кандидат исторических наук, доцент Северо-Кавказского федерального университета, Ставрополь

            Расул Шахов, выпусник Исламского института им.Ш.Бадрудиина Аль-Хасани в Дамаске, Махачкала, Дагестан

Идрис Юсупов, журналист, Махачакала

Ахмет Ярлыкапов, с.н.с., кандидат исторических наук, МГИМО, Москва