Как в Нигерии занимаются дерадикализацией бывших боевиков.

НАСТОЯЩИЙ МАТЕРИАЛ (ИНФОРМАЦИЯ) ПРОИЗВЕДЕН И РАСПРОСТРАНЕН ИНОСТРАННЫМ АГЕНТОМ ООО "МЕМО", ЛИБО КАСАЕТСЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ИНОСТРАННОГО АГЕНТА ООО "МЕМО".

Не так давно по работе я участвовала в конференции "Религиозные конфликты в Африке". Мне было интересно разобраться в том, как Нигерия пытается заниматься дерадикализацией бывших бойцов Боко харам (организация, деятельность которой запрещена в РФ). Выкладываю здесь тезисы своего доклада. Возможно, кому-то будет интересно.

Нигерия, являющаяся самой населенной страной Африки - 167 млн. человек, с числом мусульман – 75 млн - продолжает оставаться одной из нестабильных зон.

Уже более 10 лет Нигерия борется с трансграничной террористической организацией «Боко Хаарам». Статистика, касающаяся этой организации, демонстрирует ужасающие цифры - неслыханное насилие, похищения людей и репрессии по всей Нигерии. По данным  Nigerian Security Tracker, с 2011 года более 50 000 человек, в основном гражданских лиц, погибли и 2,1 млн были перемещены, 7 млн человек нуждаются в гуманитарной помощи. С 2012 года Боко Харам похитила не менее 2000 женщин и девочек, в том числе более 200 девочек в 2014 году из  средней школы в районе местного самоуправления Чибок в штате Борно.   

Многочисленные военные операции не приносили явного эффекта. В марте 2014 г. советник президента Нигерии по национальной безопасности М. Дасуки публично представил стратегию мягкогоподхода к борьбе с терроризмом (Countering Violent Extremism (CVE) Program). В ее реализации ставка делается не только на  государственные органы, управленческие структуры на уровне штатов и местных сообществ, но и на гражданское общество, ученых, старейшин и религиозных лидеров.

В мае 2015 года вступил в должность президент Нигерии Мухаммаду Бухари. Его предвыборная программа базировалась на трех обещаниях, одним из которых была борьба с «Боко харам».  В апреле 2018 года после освобождения 105 девочек,  похищенных одной из группировок, Бухари сказал: «Мы готовы реабилитировать и интегрировать таких раскаявшихся членов в более широкое общество».

Сегодня в Нигерии действуют три программы дерадикализации:  в тюрьме в Кудже; в общинах в штате Борно; программа, названная «Операция «Безопасный коридор» (OPSC), во временном учреждении в штате Гомбе. Каждая программа направлена на определенный тип участника вооруженных формирований Боко Харам.

Программа реабилитации «Операция Безопасный Коридор» действует с 2016 года и охватывает («клиентов», по терминологии ее авторов) бывших боевиков «Боко харам» с «низким уровнем риска». Программа «Операция Безопасный коридор» финансируется правительством и координируется военными. В рамках программы работают более 100 правительственных экспертов, включая имамов, специалистов по дерадикализации, физиологов, социальных работников, педагогов, и наркологов из 13 министерств и ведомств правительства. Программа предоставляется только тем, кто выразил готовность раскаяться, к кому нет претензий от соответствующих государственных органов.

Участники программы в течение 16 недель (реальный срок может достигать и года) в лагере получают психологическую и медицинскую помощь, им дается прикладная  профессия. В программе лагеря - занятия спортом и арт-терапия. 

По состоянию на ноябрь 2018 года 101 «клиент» окончил программу OPSC с момента ее создания, а 157 подвергались дерадикализации. Все 157 мужчин и в возрасте от 16 до 57 лет. Около 30 моложе 18 лет, и многие другие присоединились к Боко Харам или были насильно призваны до 18 лет.

Программа состоит из нескольких этапов. Один из самых важных  – дерадикализация. На этом этапе эксперты центра работают с религиозной идеологией, политическими обидами и постконфликтной травмой. C ними работают имамы, которые на основе религиозных источников призывают их отказаться от применения насилия как на уровне идеологии, так и на практике.  Участник программы получает прикладную профессию – например, учится столярным навыкам, пошиву одежды и изготовлению обуви. Участников программы обучают основам грамотности, математики и гражданского образования, чтобы они лучше понимали, как работает система государственной власти, как можно легально участвовать в политической борьбе и как направлять жалобы соответствующим органам власти.

Заключительный этап, реинтеграция бывших борцов в общество, является сложной частью программы дерадикализации. Если участники не готовы вернуться в общество или если их местное сообщество не готово принять их обратно, весь прогресс, достигнутый в программе, будет обесценен.  «Клиенты» выбирают место, куда они хотят переехать, и часто это место, где проживают члены их семьи. С членами семьи связываются, чтобы получить их согласие, после чего к процессу реинтеграции привлекаются общественные и религиозные лидеры, чтобы подготовить сообщество к возвращению бывшего боевика. Реинтеграция участников OPSC - один из сложных этапов, поскольку местные сообщества общины не готовы принять дерадикализованных боевиков.

В настоящее время программа «Операция Безопасный Коридор» подвергается критике как со стороны экспертов, так и со стороны представителей местных сообществ.

Следующие позиции программы являются уязвимыми:

1.      Отсутствуют четкие и ясные критерии того, кто и на каких условиях имеет право попасть в программу. В документах, сопровождающих программу, нет четких критериев того, что означает – «низкий уровень риска». В тюрьмах Нигерии содержатся тысячи задержанных как члены Боко Харам, многие из предполагаемых боевиков были арестованы на основании сомнительных сведений и обвинений со стороны местных групп ополчения, доказательств против них недостаточно или они отсутствуют. 

2.      В Нигерии нет учреждения, работающего с общинами, которым предстоит принять участника программы по ее завершении. Члены местных сообществ, куда были возвращены после программы бывшие боевики «Боко харам», не были заранее подготовлены к проблемам восприятия его сообществом и не были проинформированы о возможных рисках. Это привело к сопротивлению, неготовности принять бывших боевиков. Особую группу составили женщины и девочки, похищенные или проживавшие на территориях, контролируемых «Боко харам». Они сталкиваются со стигматизацией, подозрением и недоверием. Особенно женщины, имеющие детей от боевиков «Боко харам». Многие люди рассматривают их как прямую угрозу, опасаясь, что они были радикализированы и могут повлиять других. 

3.      Неясно, что является критериями успеха программы дерадикализации. Часть исследователей утверждает, что цель дерадикализации должна заключаться в том, чтобы убедить людей отказаться от практики насилия в настоящем.  Сторонники этого подхода оценивают успех в массовых выходах из исламистских групп,  подписании мирных соглашений или прекращении военных действий. Другая группа утверждает, что дерадикализация должна быть направлена ​​не только на устранение радикального поведения, но и на отказ от идеологии, стоящей за ним. 

4.      Программа OPSC по дерадикализации направлена на мужчин, но игнорирует потребности женщин и детей.

5.      Практически отсутствует социальная и психологическая помощь жертвам Боко харам, потерявшим своих родных, имущество, получившим травмы. В глазах жертв снисходительность государства по отношению к бывшим боевикам трактуется как оскорбление.